…еловеком своего имущества и своих способностей для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Данное положение отражает переход  России к рыночной экономике и тесно связано с правом частной собственности, которое признается, гарантируется и защищается государством наряду с государственной, муниципальной и иными формами. Отдельно предусматривается право граждан иметь в частной собственности землю. Для создания цивилизованных рыночных отношений в Российской Федерации запрещается  экономическая деятельность, направленная на  монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В развитие данного конституционного положения в Российской Федерации действует закон  РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Право частной собственности

Право частной собственности есть гарантированная законом возможность иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Видом частной собственности является собственность на землю. Конституция РФ (ст. 36) закрепляет право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю. При этом владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно при условии, что это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Условия и порядок пользования землей определяются Земельным кодексом РФ.

Закон допускает ограничение права частной собственности - случаи, когда имущество собственника подлежит принудительному отчуждению для государственных (или муниципальных) нужд на условиях предварительного и равноценного возмещения, а также в случае конфискации такого имущества по решению (приговору) суда вследствие противоправного поведения его собственника.

При чрезвычайных условиях (стихийном бедствии, эпидемии и пр.) допускается изъятие собственности (реквизиция) по решению государственных органов. В ограниченном пользовании, владении и распоряжении граждан находятся объекты, полностью или частично изъятые из гражданского оборота. Перечень таких объектов определен гражданским законодательством РФ.

Ограничения права частной собственности на землю носят конституционный характер. Конституция РФ устанавливает, что владение, пользование землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственником свободно, если это: 1) не наносит ущерба окружающей среде; 2) не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Право на свободный труд. Отдельную группу социально-экономических прав составляют трудовые права и свободы, включающие право на безопасный труд, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации не ниже минимального размера оплаты труда, право на отдых, право на защиту от безработицы.

Эти права предоставляют гражданину возможность свободно распоряжаться своим трудом в любой форме,  выбирать род деятельности и профессию. Каждому человеку предоставляется возможность самостоятельного выбора способов и форм приложения сил и способностей. Это право может быть реализовано ими как путем занятия самостоятельной предпринимательской, творческой деятельностью без вступления в трудовые отношения, так и на основе заключения трудового договора. Человек может и  не работать вообще. Работникам гарантируется также право на здоровые и безопасные условия труда. В законодательстве закрепляются требования по контролю правил охраны труда и техники безопасности. Отдельно регулируется труд женщин и молодежи. Основополагающим принципом, обеспечивающим равенство является принцип равной оплаты за равный труд, без какой-либо дискриминации.

Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить политику, способствующую занятости населения, а также оказывать гражданам, не имеющим работы помощь в трудоустройстве.

Конституция закрепляет, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.  Законодательство об охране здоровья граждан закрепляет право каждой женщины самой решать вопрос о материнстве, предоставляя для этого определенные гарантии. Женщинам предоставляется отпуск по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком. Законодательством о труде и охране труда предусматривается также комплекс мер, обеспечивающих особую охрану трудовых прав женщин и создание им благоприятных условий труда, отвечающих их физиологическим особенностям.

Неотъемлемым правом является также право на отдых, которое  гарантируется установленными законом продолжительностью рабочего времени, выходными и праздничными днями, оплачиваемым ежегодным отпуском. Законом устанавливается, что нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Для отдельных категорий работников предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени.

 

Право на защиту материнства, детства и семьи государством (ст. 38 Конституции).  Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителе. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет должны заботиться о нетрудоспособных родителях

 

Нормативное содержание этой статьи установить достаточно сложно. Её реализация связана с государственной политикой в области поддержки семьи, материнства и детства – комплексе экономических, организационных и прочих мер. Рассматривать в рамках данной статьи ни трудовые и прочие права женщин, ни право на создание семьи (тем более, что данное понятие в действующем российском законодательстве остается неопределенным) не следует, так как конституционная формулировка не позволяет говорить о наличии какого-то субъективного права в данной области.

      К числу социально-экономических прав относится право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.39 Конституции РФ). Содержанием данного права является, прежде всего,  гарантированность получения государственных пенсий и социальных пособий, устанавливаемых законом. Право на социальное обеспечение включает гарантирование со стороны государства минимального объема материальных средств. Минимум должно определять государство исходя из объективных показателей развития экономики. Социальное обеспечение может осуществляться либо с помощью системы обязательного и добровольного страхования, либо за счет средств бюджета. Конституционное право на социальное обеспечение не предполагает обязанности государства использовать тот или иной механизм. Важно, чтобы государство обеспечивало социальную защиту (в любом случае это происходит за счет средств населения). В современном правоведении область норм социального обеспечения выделяется в отдельный элемент структуры правовой системы. Социальное обеспечение включает пенсии (за счет системы страховых и государственных пенсий) и пособия.

Поощряются добровольное  социальное страхование, создание дополнительных  форм социального обеспечения и благотворительность

 

Право на жилище предполагает законодательно закрепленные гарантии от произвольного лишения человека жилища, а также возможность определенной категории лиц бесплатно или за доступную плату получать жилье в соответствии с установленными законом нормами. Конституционное право на жилище охватывает:

а) гарантированную для каждого гражданина возможность быть обеспеченным постоянным жилищем;

б) конституционную возможность стабильного пользования имеющимся

у гражданина жилым помещением во всех разновидностях постоянного жилищного фонда;

в) неприкосновенность жилища, недопущение произвольного лишения

жилища;

г) гарантированное Конституцией юридическое право на улучшение жилищных условий путем приобретения другого жилья;

д) обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды. Кроме того, в

соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции малоимущим, иным лицам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из

государственных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Корреспондирующие данному праву обязанности государства воплощены в осуществляемой им жилищной политике, основы ее представлены в Конституции, федеральных законах и законодательстве субъектов РФ. Решение основных вопросов, связанных с правом граждан на жилище, заложено в Законе РФ от 24 декабря 1992 г. «Об основах федеральной жилищной политики», а также урегулировано Жилищным кодексом РФ.

 

       Право на охрану здоровья и медицинскую помощь  предполагает бесплатность медицинской помощи  в государственных и муниципальных  учреждениях здравоохранения. Медицинская помощь оказывается за счет средств обязательного (в соответствии с программой, устанавливающей перечень медицинских услуг) и добровольного медицинского страхования, а также за счет средств государственного бюджета.

 

Право на образование (ст. 43 Конституции РФ)

В ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Всем гражданам России на ее территории гарантируется возможность получения образования

Право на образование состоит в возможности получения знаний, умений, навыков, которые необходимы для жизни в современном обществе (общее образование) или для работы по какой-то профессии или специальности (профессиональное образование).

 

Коллективные права. Спецификой коллективных прав, которые  еще называют правами третьего поколения,  является развитие после второй мировой войны совершенно новых отношений, которые предполагают правовое закрепление прав, нереализуемых в индивидуальном порядке. В какой-то мере эти права принадлежат человеку как члену определенного сообщества, хотя важное значение здесь имеет главным образом факт невозможности нарушения таких прав у отдельной личности. В отличие от, например, права на объединение, которое может реализовываться отдельными гражданами, создающими новое или входящими в состав уже существующего объединения, права третьего поколения, например, право на благоприятную окружающую среду, не может быть реализовано отдельным гражданином: создать лично себе благоприятную окружающую среду невозможно.

Информационные права (ст.29 Конституции РФ)

В числе новейших прав фигурируют информационные права, в том числе свобода информации. Обширность регулирования данной области позволяет говорить о появлении в последние годы даже отрасли или подотрасли информационного права. Основным принципом его правового регулирования является общее правило о доступности всей информации, кроме ограниченной в доступе, которая предоставляется при наличии специального разрешения (тайны). Получение информации возможно и в индивидуальном порядке, но современный характер отношений в обществе предполагает открытость каналов передачи информации, общедоступности информации, поскольку зачастую гражданин не может получить какие-то сведения, просто не зная об их существовании. К информационным правам следует относить и право, гарантированное ст.42 Конституции в части информации о состоянии окружающей среды.

 

Право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ)

Право на благоприятную окружающую среду отражает право на охрану здоровья. Нормативное содержание этого права установить весьма затруднительно. Едва ли это можно рассматривать как позитивную обязанность государства, однако в целях обеспечения этого права государство устанавливает контроль за хозяйственной деятельностью, в том числе прогнозирование результатов воздействия такой деятельности на охрану окружающей природной среды. В то же время в практике Конституционного Суда РФ фактически это право расширяется до обязанности государства компенсировать, по крайней мере частично, вред причиненный воздействием неблагоприятной окружающей среды

 

Право на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям (ст. 44 Конституции РФ)

Это право предполагает доступность музейных, библиотечных, архивных фондов. На индивидуальном уровне его реализация затруднительна, т.к. неизбежно вступает в противоречие с имущественными правами на объекты культурного наследия. Точно также, как в области информационных прав, культурные права следует рассматривать как нормативное закрепление обязанности государства обеспечивать режим общественной доступности культурных ценностей, хотя едва ли из него можно выводить обязанность государства устанавливать законом ограничения имущественных прав.

 

Процессуальные права и права-гарантии.

Права-гарантии обеспечиваются государством и с правовой и с организационной точки зрения в качестве средства защиты личных, политических, социально-экономических и коллективных прав. Права гарантии принадлежат любому человеку, независимо от его гражданства

  • Право на судебную (ст. 46 Конституции РФ) и иную государственную защиту прав и свобод (ст. 45 и 52 Конституции РФ)
  • Право на законного судью (ст. 47 Конституции РФ)
  • Право на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48 Конституции РФ)
  • Презумпция невиновности (ст. 49 Конституции РФ)
  • Право на однократную ответственность, законные доказательства вины и пересмотр приговора (ст. 50 Конституции РФ)
  • Свидетельский иммунитет (ст. 51 Конституции РФ)
  • Запрет обратной силы закона (ст. 54 Конституции РФ)
  • Право на возмещение ущерба от незаконных действий органов государственной власти и должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ)

 

      Правовой статус личности включает в себя не только права, но и обязанности – то есть закрепленные в Конституции Российской Федерации вид и мера должного поведения, неисполнение или ненадлежащее исполнение которого влечет юридическую ответственность.

Закрепляя широкий набор прав и свобод человека государство берет на себя обязанность по их реализации. В свою очередь человек обладает не только правами, но и целым набором обязанностей. Обязанности, так же как и права можно разделить на обязанности человека и обязанности гражданина. Подавляющее большинство обязанностей возлагается на всех, независимо от принадлежности к гражданству.

  • Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы РФ
  • Обязанность защищать Отечество и нести военную службу (ст. 59)
  • Обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57)
  • Обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58)
  • Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44)
  • Обязанность родителей заботиться о детях, их воспитании (ст. 38)
  • Обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38)

 

           Одним из главных требований государства и основной обязанностью каждого, находящегося на территории Российской Федерации является обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.  Это одно из основных требований  правового государства. Оно заключается в необходимости выполнять веления Конституции и законов и не препятствовать их выполнению, а также  не нарушать содержащихся в них запретов и не способствовать их нарушению.

Все законно находящиеся на территории Российской Федерации обязаны платить законно установленные налоги и сборы. Предоставляя широкий набор экономических  и социальных прав государство требует выполнения данной обязанности, иначе невозможно будет выполнение государством его  основных функций. Выполнение публичных функций государства с материальной стороны обеспечивается обязанностью каждого гражданина предоставлять средства на эти цели. Налог для каждого гражданина носит безвозмездный характер, т.е. за все платимые налоги гражданин пользуется всей совокупностью благ, обеспечиваемых государством. Исходя из природы налоговых платежей, государство (конституционная норма ст.57 не требует введения налогов только законом, но должна соблюдаться законодательно установленная процедура, хотя из принципов защиты собственности налог как ограничение прав собственника должен вводиться законом) должно взимать столько, сколько необходимо для выполнения своих публичных функций.

 

           Конституционно закреплена обязанность заботится о детях и нетрудоспособных родителях,  обеспечивать получение детьми основного общего образование. Каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу. Это право обеспечивается, в первую очередь, предоставлением родителям родительских прав, которые одновременно являются обязанностями по воспитанию. Обязанность по обеспечению условий для получения детьми образования является корреспондирующей праву на получение бесплатного общего образования. Родители или лица их заменяющие  должны создавать все условия для того, чтобы дети моли получит образование. Совершеннолетние дети в свою очередь должны заботиться о своих престарелых нетрудоспособных родителях. Данные нормы конкретизируются в положениях семейного законодательства.

          Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Эта конституционная обязанность вытекает из прав других лиц, да и самого человека, на благоприятную окружающую среду. Эти права обеспечиваются государством путем упоминавшихся выше ограничений хозяйственной деятельности.

Граждане обязаны принимать участие в охране окружающей природной среды, соблюдать требования природоохранного законодательства и установленные нормативы качества окружающей природной среды, своим личным трудом оберегать и приумножать природные богатства, постоянно повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения[2].

Каждый обязан заботится о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Эта норма  предусматривает возможность установления гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности за нарушения законодательства о культуре, за умышленное, разрушение или порчу памятников истории и культуры взятых под охрану государства.

   Обязанность защищать Отечество и нести военную службу предусмотрена только для граждан Российской Федерации. В случае угрозы целостности и неприкосновенности территории России, угрозы безопасности страны устанавливается обязанность всех граждан принять участи в ее защите. В целях обороны создаются Вооруженные Силы и устанавливается воинская обязанность граждан. Она является конкретным проявлением конституционного долга и обязанности по защите Отечества. Адресована данная обязанность определенным законом категориям граждан: призыву подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, а также граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера, если эти граждане не имеют права на освобождение или отсрочку от призыва или не подлежат призыву.

Данную обязанность сложно рассматривать с точки зрения индивидуального статуса, прав и свобод гражданина. С индивидуальной точки зрения военная служба, которую можно заменить гражданской (уже никак не связанной с долгом по защите Отечества), представляет, таким образом, определенную обязанность личности перед государством (фактически – перед обществом). Эта обязанность состоит в трудовой повинности, реализуемой в натуральной форме. Нельзя в свете этого не вспомнить, что в декрете СНК РСФСР 1919 г. была предусмотрена возможность замены в судебном порядке военной службы на «иную общеполезную работу», что в контексте всеобщей трудовой повинности было весьма логично и обосновано. Принудительным трудом, правда, такую обязанность традиционно в практике Европейского суда по правам человека не считают.

Конституционная формулировка, подчеркивающая не только правовой, но и этический характер обязанности, заставляет оценивать военную и альтернативную гражданскую службу не как простую субъективную правовую обязанность, а как особый социальный институт. Из самой обязанности защищать Отечество не вытекает ни всеобщая воинская повинность (может реализована методом жребия), ни определенный возраст. Тот механизм, который используется для реализации этой обязанности, если оценивать его с антропологической точки зрения, исторически связанный с защитой коллектива, постепенно приобрел характер формы социализации.

Порядок реализации «права» на замену военной службы гражданской реализуется в настоящее время на основании специального федерального закона, который устанавливает порядок доказывания убеждений и вероисповедания, а также механизм и сроки прохождения альтернативной гражданской службы. [

 

    Необходимо отметить, что, предоставляя широкий набор прав, государство обеспечивает их реализацию посредством установления системы гарантий. Под гарантиями понимают систему факторов, направленных на реализацию конституционных прав и свобод.  Можно выделить следующие виды гарантий:  установление ответственности за нарушение прав и свобод; совокупность установ­ленных конституцией прав, служащих средством защиты иных конституционных прав и свобод челове­ка; установленные конституцией правозащитные институты вместе с основ­ными принципами их деятельности; осо­бые правила, устанавливающие пределы и условия возможного ограничения прав и свобод человека.

 

        Первая группа гарантий предполагает закрепление государством различных санкций за нарушение прав и свобод граждан.

Ко второй группе гарантий можно отнести рассмотренные нами ранее  процессуальные права и права-гарантии (право на судебную защиту, право на рассмотрение дела с участием суда присяжных, право считаться невинов­ным, пока обратное не будет доказано и установлено вступившим в законную силу приговором суда (презумпция невиновности), право на возмещения государствам вреда, причиненного незаконными дейст­виями (или бездействием) органов государственной власти вла­сти или их должностных лиц, право обра­щаться в межгосударственные. органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все внутригосударственные  средства правовой защиты и др.)

        Конституция Российской Федерации предусматривает создание  системы специальных органов, обязанностью которых является защиты прав человека. Это – суды, прокуратура, Уполномоченный по правам человека и другие органы.

   Четвертая группа гарантий составляют пра­вила, устанавливающие основания и пределы возможного ограничения прав и сво­бод человека. Права и сво­боды человека и гражданина могут быть огра­ничены законом только в той мере, в ка­кой это необходимо для защиты конститу­ционного строя, прав и законных интере­сов др. лиц, обеспечения обороны и безо­пасности государства. Кроме того, Конституция Российской Федерации указывает, какие из закрепленных в них прав и свобод челове­ка могут быть ограничены или приостанов­лены в период действия различного рода режимов чрезвычайного положения, а ка­кие не подлежат ограничению ни в каких случаях. При этом следует иметь в виду, что ограничения прав и свобод зачастую носят необходимый характер.  Весьма емко и в то же время  образно  необходимость ограничения прав и свобод  выразил Фридрих Фон Хайек следующим образом. «Основной принцип нормальной  жизни  свободного общества, состоящий в том, что  правительство  вправе  прибегать к принуждению единственно для обеспечения выполнения универсальных  правил справедливого  поведения, может временно утратить целесообразность – а с нею и силу – тогда, когда возникает угроза   самому  долгосрочному   существованию такого общества.  Хотя обычно индивиды  должны иметь свободу преследовать  свои собственные цели, ибо это и есть  лучший способ обеспечить максимум  общественной пользы, случаются обстоятельства, когда  сохранение порядка должно стать наивысшей    общей целью. В таких обстоятельствах  естественный порядок, стихийно установившийся на местном и национальном уровне, должен быть  заменен обладающей правом принуждения  организацией.  Когда угрожает внешний враг, происходит вспышка противозаконного  насилия или стихийное бедствие, необходимо порою принятие  быстрых и решительных мер, притом в подобных случаях   кому-то должна быть предоставлена власть, которой в обычных  условиях не обладает никто. Как живое существо, спасающееся от смертельной опасности, во избежание  немедленной гибели общество бывает вынуждено временно подавить некоторые из своих функций, от которых  в нормальных условиях  зависит его выживание»[3].

Всеобщей декларацией  прав человека  закреплено, что «при  осуществлении своих прав  и свобод каждый человек  должен подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом исключительно  с целью обеспечения должного признания и уважения  прав других и удовлетворения справедливых  требований морали, общественного порядка и общего благосостояния  в демократическом обществе» (п. 2 ст. 29).  Отсюда следует принципиальное требование, что какие-либо ограничения прав и свобод граждан допустимы только в том случае и в той мере, в каких они предусмотрены законодательством конкретного государства и соответствуют нормам  международного права.  В соответствии  с этим  в ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации указывается, что «в Российской Федерации  не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие  права и свободы человека и гражданина», что в свою очередь означает, что  законы должны быть правовыми и только   верховенство таких законов и их соблюдение создают  соответствующий требованиям правового государства режим законности[4]

Бесплатный хостинг uCoz