…вомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы наделяют субъекта пра¬вами действовать определенным образом и в опреде¬ленных пределах по своему усмотрению. Это нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации и ее субъектов, государственных органов. Обязывающие нормы устанавливают обязанность субъектов действовать в соответствии с требованиями конституционно-правовых норм. К ним относятся нормы, закрепляющие обязанности граждан, а также нормы, регламентирующие действия должностных лиц и государственных органов (например, порядок опубли¬кования законов и иных актов), фиксирующие обязанность общественных объединений совершить действия,. предусмотренные правовой нормой (зарегист-рировать свой устав в органах юстиции). Запрещающие нормы содержат запреты на совер¬шение опре-деленных действий (например, указание, что никто не может быть лишен гражданства или что никто не может присваивать себе власть в Российской, Федерации); 4) по степени определенности содержания. Данное ос¬нование позволяет подразделить конституционно-право¬вые нормы на два вида: императивные и диспозитивные. Императивные нормы исключают свободу усмотре¬ния субъекта при использовании содержащегося в ней предписания. Вариант поведения субъекта, предусмот¬ренный в такой норме, не дает возможности свободы выбора (так, при определенных условиях не разреша¬ется выход из гражданства РФ, или: никакие другие положения настоящей Конституции не могут противо¬речить основам конституционного строя). Диспозитивные нормы допускают выбор вариантов при совершении действий субъектами конституцион¬ного права (например, по ст. 36 Конституции граждане и их объединения вправе иметь в частной собственно¬сти землю, в ст. 109 говорится, что Государственная Дума может быть распущена Президентом); 5) по способу регулирования общественных отноше¬ний. Согласно этому критерию все конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы непосред¬ственно регулятивного или общерегулятивного харак-тера, предполагающего издание конкретизирующих ак¬тов, нормы-принципы, нормы-цели; 6) по назначению в механизме правового регулирования. Здесь кон-ституционно-правовые нормы класси¬фицируются на материальные и процессуальные. Ма¬териальная норма предусматривает совершение како¬го-либо действия (избрание депутатов или должност¬ных лиц), а процессуальная — порядок его совершения (голосование). Сводом процессуальных правил можно назвать регламенты палат Федерального Собрания Рос¬сийской Федерации. Классификацию норм конституционного права можно провести и по иным основаниям для их позна¬ния в нужном исследователю аспекте. Конституци¬онно-правовой институт - это система, совокупность, обособленная группа конституционно-правовых норм, регулирующих взаимосвязанные однородные обще¬ственные отношения (например, «конституционный статус личности», «государственное устройство»). В зависимости от структуры конституционно-пра¬вовые институты подразделяются на простые и слож¬ные. К примеру, институт «конституционный статус личности» включает в себя институты гражданства, прав, свобод и обязанностей граждан. В общей теории права простые институты именуются субинститутами и являются источниками менее высокого ранга чем те, в которые они входят в качестве составной части. В науке конституционного права подход, согласно которому система отрасли конституционного права включает помимо норм и институтов еще и подотрасли - объединение нескольких институтов. Основой для выделения подотраслей является относительная самостоятельность друг от друга соответствующих групп правовых норм. В конституционном праве, - по мнению С.А. Авакьяна, - можно выделить следующие подотрасли: • основы конституционного строя; • конституционный статус человека и гражданина; • государственное устройство России; • избирательное право; • Президент Российской Федерации; • Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации; • Правительство и иные федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации; • конституционные основы судебной и прокурорской системы Рос-сийской Федерации; • Конституционный Суд Российской Федерации; • органы государственной власти субъектов Российской Федерации; • конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации. Институт конституционно-правовой ответственности относится к числу новых в российском конституционном праве, что объясняет значи-тельное число точек зрения на сущность, природу, особенности конституционно-правовой ответственности. Не существует единства мнений и относительно наиболее точного названия этого вида юридической ответственности - можно встретить наименования «конституционная», «конституционно-правовая», «государственно-правовая ответственность». Мы согласны с мнением С. А. Авакьяна, полагающего, что более удачным является термин «конституционно-правовая ответственность», поскольку рассматриваемый вид юридической ответственности применяется в связи с обеспечением действия всех норм конституционного права, которое, как известно, не исчерпывается конституциями и содержит значительный перечень иных источников (например, специальные законы о референдумах, о статусе политических партий, посвященные вопросам гражданства и др.) . Существуют также различные подходы к вопросу о соотношении полити-ческой и конституционной ответственности. Ряд авторов (А.Я. Сухарев, В.Е. Крутских) рассматривают политическую от-ветственность как разновидность ответственности конституционной . Другие (в частности Д.Т. Шон), напротив, считают конституционную ответ-ственность разновидностью более широкого вида ответственности — политической. Тем самым конституционной ответственности придается неюридический характер и отмечается, что круг оснований конституционной ответственности не исчерпывается только правонарушениями и включает все случаи ненадлежащего осуществления публичной власти . Также есть мнение, что конституционная ответственность объединяет поли-тическую, моральную и юридическую ответственность . Следует согласиться с мнением Н. М. Колосовой, считающей что, несмотря на ярко выраженный в отдельных случаях политический характер конституционной ответственности и их тесное соприкосновение по субъектам, основаниям наступ-ления ответственности, неблагоприятным последствиям, конституционная ответст-венность должна рассматриваться как самостоятельный вид юридической ответст-венности . Юридическая ответственность определяется как применение к лицам, совершившим правонарушение, предусмотренных законом мер принуждения с соблюдением установленной процедуры . Это реакция государства на совершенное правонарушение . Конституционно-правовая ответственность – это закрепленная конституционно-правовыми нормами обязанность субъекта конституцион-но-правовых отношений отвечать за несоответствие своего юридически значимого поведения тому, которое предписано ему этими нормами, обеспечиваемая возможностью применения мер государственного воздействия. Можно выделить следующие основные черты конституционно-правовой ответственности, специфика которых обусловлена предметом и методом конституционного права: • источники ответственности; • круг субъектов, • основания наступления ответственности, • меры ответственности (конституционно-правовые санкции). Источниками конституционной ответственности являются: • Конституция РФ; • основные законы субъектов Российской Федерации (конститу-ции и уставы); • федеральные конституционные законы; • федеральные законы. Основанием наступления конституционно-правовой ответственности являются нарушения норм конституции и конституционного законодательства. Субъекты конституционно-правовой ответственности – это субъекты конституционных правоотношений, т.е. лица (как физические лица, так и коллективные образования), обладающие конституционными правами и несущие конституционные обязанности. Коллективными субъектами конституционно-правовой ответственности являются: • Федеральное Собрание; • Верховный Суд РФ; • Высший Арбитражный Суд РФ; • Конституционный Суд РФ; • Правительство РФ; • органы местного самоуправления; • общественные объединения; • субъект Федерации; Индивидуальные субъекты конституционно-правовой ответственности: • депутаты; • должностные лица; • граждане РФ; • Президент РФ. Конституционная санкция – это возможность наступления неблагоприятных последствий через законодательное принуждение по отношению к субъекту права в случае неисполнения им конституционных обязанностей или в случае неисполнения им конституционных обязанностей или в случае злоупотребления своими правами . Конституционно-правовые санкции имеют ряд особенностей, отличаю-щих их от мер других видов юридической ответственности, что позволяет выделить их в самостоятельный вид. Специфика конституционных санкций, по мнению В. А. Виноградова состоит в следующем: • Во-первых, меры конституционной ответственности имеют четко выраженный политический характер и по основаниям применения, и по кругу субъектов. Поэтому осуществление мер конституционной ответственности должно ограничиваться конституционно-правовой сферой. • Во-вторых, конституционно-правовые санкции применяются ши-роким кругом уполномоченных субъектов (органами законода-тельной, исполнительной, судебной власти, местного самоуправ-ления, должностными лицами, гражданами, например, в случае отзыва и др.). Меры конституционной ответственности могут применяться органами и должностными лицами в отношении неподчиненных и неподотчетных им субъектов, тем самым отличаясь от дисциплинарных взысканий. • В-третьих, высшие органы государственной власти и должностные лица во многом определяют собственную ответственность. При установлении конституционно-правовых санкций в отношении этих субъектов следует исходить из принципа "сдержек и противовесов", таким образом, чтобы меры конституционной ответственности были взаимно сбалансированы. А обязанность одного была бы подкреплена полномочиями другого органа (должностного лица или иной инстанции ответственности, например, избирателей) на случай ее неисполнения. • В-четвертых, применение конституционно-правовых санкций не влечет судимости или иного состояния наказанности . Конкретный перечень конституционно-правовых санкций – вопрос дискуссионный. По мнению Н. М. Колосовой, конституционно-правовые санкции делятся на четыре вида: • правовосстановительные санкции (признание неконституцион-ным федерального закона); • предупредительные санкции (письменное предупреждение органов юстиции о прекращении деятельности общественного объединения); • меры взыскания, имеющие цель наказать правонарушителя (от-решение от должности Президента, лишение гражданства); • санкции пресечения (введение чрезвычайного положения, вето Президента РФ). По мнению С. А. Авакьяна, российским законодательством преду-смотрены следующие меры конституционно-правовой ответственности: отмена решения о принятии в гражданство; лишение статуса беженца; отмена решения о предоставлении временного убежища; предупреждение общественного объединения в связи с деятельностью, не соответствующей закону или уставу общественного объединения; приостановление деятельности общественного объединения по решению суда; ликвидация общественного объединения; признание поведения физического лица, должностного лица, органа или общественного объединения противоконституицонным или не соответствующим закону; лишение государственных наград и званий; лишение или приостановление избирательного права гражданина – и активного, и пассивного, либо только пассивного; признание выборов депутатов и выборных должностных лиц недействительными; досрочное прекращение пол-номочий доверенных лиц; удаление из помещения для голосования члена избирательной комиссии, наблюдателя в случае нарушений ими избирательного законодательства; роспуск, прекращение полномочий органа, должностного лица; упразднение органа; приостановление деятельности органа; переформирование состава органа; отмена решения одного органа другим органом; отмена органом акта своего руководителя; отмена судом решения государственного органа или органа местного самоуправления; недоверие правительству со стороны парламента, отказ в доверии; отставка Правительства; отзыв депутата, выборного должностного лица избирателями; прекращение полномочий депутата, выборного должностного лица на основе вступившего в законную силу обвинительного судебного приговора по решению соответ-ствующего представительного органа; прекращение полномочий депутата по решению представительного органа, если депутат не должным образом исполняет свои полномочия; процессуальные санкции, вытекающие из деятельности представительных органов; лишение депутатского вознаграждения . Поскольку применительно к юридической ответственности в целом выделяют негативную (применение к лицам в особой процессуальной форме мер принудительного воздействия за совершенные ими правонарушения, и обязанность этих лиц претерпевать соответствующие лишения) и позитивную (осознанное и активное исполнение людьми своих обязанностей) ответственность, можно выделить меры позитивной и меры негативной конституционно-правовой ответственности. К мерам позитивной относятся роспуск Государственной Думы, отставка Правительства РФ по инициативе Президента РФ. К мерам негативной конституционно-правовой ответственности относятся: • отзыв депутата; • отрешение от должности Президента РФ; • роспуск законодательных (представительных) органов субъектов Федерации федеральными законами, актами высших должностных лиц субъектов Федерации в связи с неприведением ими своих актов в установленном порядке в соответствие с актами большей юридической силы; • отмена решения о регистрации кандидата в депутаты, на выборную должность избирательной комиссией, судом в связи с нарушением теми избирательного законодательства; • отмена решения избирательной комиссии об избрании депутата, выборного должностного лица в связи с отказом лица оставить должность, не совместимую с депутатским мандатом; • ликвидация общественных, религиозных объединений, средств массовой информации на основании судебного решения; • роспуск избирательной комиссии вышестоящей избирательной комиссией или судом. Наука конституционного права – система взглядов, принципов, идей, представлений, научных знаний о конституционном праве как правовой отрасли и регулируемых ею общественных отношениях Конституционное право как учебная дисциплина – это совокуп-ность правовых знаний о конституционном праве как отрасли права и как науке.

Бесплатный хостинг uCoz