Раздел I. Общее конституционное право Тема 1. Конституционное право России – ведущая отрасль, наука и учебный курс 1. Понятие конституционного права России 2. Предмет конституционного права России как отрасли права 3. Метод конституционно-правового регулирования 4. Конституционно-правовые отношения 5. Источники конституционного права России 6. Понятие, особенности и виды конституционно-правовых норм 7. Конституционно-правовые институты 8. Конституционно-правовая ответственность 9. Наука конституционного права 10. Конституционное право как учебная дисциплина Термин «конституционное право» употребляется для обозначения отрасли права, отрасли науки и учебной дисциплины. Конституционное право как отрасль права – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе осуществления народовластия. Как и все российское право в целом, конституционное право служит задачам укрепления и развития существующего строя, осуществления внутренней и внешней политики Российского государства, обеспечения прав и свобод личности, формирования гражданского общества, достижения если уж не общественной гармонии, то, по крайней мере, взаимопонимания (или хотя бы взаимотерпения) между различными социальными и общественными группами и слоями, соблюдения реального правопорядка и законности . Самостоятельность конституционного права как отрасли определяется наличием у него собственного предмета и метода правового регулирования. Предмет конституционного права. По вопросам определения предмета конституционного права как отрасли права существует два основных подхода. В рамках так называемого широкого подхода признается, что нормы конституционного права регулируют основные черты социально-экономической системы и политической организации общества. При этом предполагается, что конституционно-правовые нормы, регулирующие основы различных сфер социальной жизни, одновременно включаются в массивы норм соответствующих отраслей (гражданского, уголовного, трудового). Представляется, что такой подход «размывает» предмет собственно конституционного права и нарушает принципы научной классификации норм права на отрасли. Кроме того, по сути, происходит отождествление конституционного права исключительно с нормами Конституции как Основного закона государства. И хотя конституционное право атрибутивно связано, в том числе и с конституционным текстом, не следует ограничивать нормы отрасли исключительно нормами Основного закона. Второй, узкий подход предполагает, что предметом конституционного права России как отрасли отечественного права являются наиболее фундаментальные общественные отношения, которые образуют конституционное устройство государства и общества и которые непосредственно и непрерывно связаны с осуществлением государственной власти. Предмет конституционного права как отрасли включает: • основы конституционного (общественного) строя российского государства, сущность и формы власти народа; • основы правового положения человека и гражданина; • государственное устройство России; • систему, порядок формирования, принципы организации и механизм деятельности органов государственной власти и местного самоуправления; Как и любая отрасль права, конституционное право воздействует на общественные отношения присущими ему правовыми способами, приемами и средствами. Совокупность способов, приемов и средств воздействия конституционного права на политические общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, называют методами конституционно-правового регулирования . Являясь ведущей отраслью отечественного права конституционное право, прежде всего, применяет присущий метод так называемого общего нормирования (регулирования), создавая тем самым конституционно-правовые основы развития всех общественных отношений. Вместе с тем, помимо общего нормирования, конституционное право, регулируя ряд общественных отношений, таких, например, как осуществление государственной власти, избирательную систему, федеративное устройство РФ и др., применяет и метод детального нормирования. В конституционном праве существуют такие правовые методы воздействия на общественные отношения, как установление прав, возложение обязанностей и ответственности, дозволение, запрет и др. Метод дозволения, отражающий равенство сторон – юридическое разрешение совершить те или иные юридически значимые действия в условиях, предусмотренных соответствующей нормой, либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению. Например, согласно ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. «Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации» (ч. 2 ст. 27 Конституции РФ). В конституционном праве нередко применяется и метод запрещения (запрета) – это своего рода юридическая обязанность, выражающаяся в требовании воздержаться от совершения определенного рода действий, т.е. обязанность пассивного содержания. Запрет призван обеспечить незыблемость существующих порядков и отношений. Например, согласно ч. 2 ст. 29 Конституции РФ не допускается пропаганда и агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации» (ч. 4 ст. 3 Конституции РФ). В конституционно-правовом регулировании общественных отношений часто встречается метод обязывания – это такой способ правового регулирования общественных отношений, который выражается в возложении соответствующей правовой нормой прямой юридической обязанности совершить определенное юридически значимое действие в условиях, предусмотренных данной нормой. Например, согласно ч. 3 ст. 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры; в соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. «Органы го-сударственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). В науке конституционного права существует также подход (работы С.С. Алексеева), согласно которому, следует рассматривать метод регулирования отрасли конституционного права не как соотношение императивного и диспозитивного начала, а как «общий режим правового регулирования» – совокупность принципов, презумпций и особенностей правовых норм, Следует отметить, что для всех отраслей права характерны практически одни и те же методы правового регулирования, но в каждой отрасли можно обнаружить особенности их применения. Так, специфика методов правового регулирования российского конституционного права состоит в непосредственном применении норм российской Конституции и изданных в соответствии с ней конституционных актов. При помощи этих методов регулируются отношения, возникающие в процессе народовластия, обеспечивается нормальное функционирование институтов государственной власти, гарантируются основные права и свободы человека и гражданина. Конституционно-правовые отношения В общей теории права под правоотношением пони¬мается возникаю-щая на основе норм права обществен¬ная связь, участники которой имеют права и обязанно¬сти. Это определение распространяется и на конститу-ционно-правовые отношения, где юридические связи между субъектами опосредствованы нормами конституционного права. Конституционно-правовое отношение — это общественное отношение, урегулированное нормой конституци¬онного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, пре¬дусмотренных данной правовой нормой. Конституционно-правовые отношения наиболее сложные и важные для общества отношения, включающие в себя определенную часть общественных отношений, затрагивающих связь граждан с государственной властью, отражающих многообразие проявления этой власти в современном обществе; являются базовыми для государства и общества. Конститу¬ционно-правовые отношения по своей структуре во многом сходны с правоотношениями, возникающими на основе норм других отраслей права. В то же время они достаточно специфичны, причем главные их особенности обусловлены своеобразием предмета регулирования кон¬ституционного права. Перечислим эти особенности. 1) отличаются своим содержанием, т. е. возникают в особой сфере от-ношений, которые составляют предмет конституцион¬ного права; 2) особый субъектный состав. Среди субъектов конституционно-правовых отношений имеются такие субъекты, ко¬торые не могут быть участниками других видов правоотношений (государство, народ, нации, народности и др.); 3) обладают значительным политическим потенциалом; характеризу-ются высоким уровнем обобщения; специфическими источниками и боль-шим разнообразием. В составе конституционно-правового отношения выделяются содер-жание, субъекты и объекты. Субъекты конституционно-правовых отношений - это их участники, между которыми в соответствии с конституционно-правовыми нормами возникают юридиче¬ские права и обязанности. Круг таких субъектов исклю¬чительно широк, причем одной из сторон отношения всегда выступает государство в целом, орган государ¬ства или его представитель либо иное лицо, но опять-таки по уполномочию государственного органа. В число субъектов конституционно-правовых отно¬шений входят: • народ в целом; • нации, народности, а в от¬дельных случаях национальные группы; • государство (Российская Федерация); • национально-государственные образования; • территориально-государственные образования; • административно-территориальные единицы; • органы государства; • общественные организа¬ции и политические партии, органы общественного территориального самоуправления; • трудовые коллек¬тивы; • депутаты; • граждане, лица без гражданства, ино¬странные граждане; • органы местного самоуправления. Объекты конституционно-правовых отношений – это предметы или явления реальной действительности, по поводу которых субъекты правомочий вступили в пра¬вовую связь. Можно сказать, что данные объекты есть определенное благо, на использование или охрану ко¬торого направлены юридические права и обязанности субъектов. К объектам конституционно-правовых взаимо¬связей относятся: • государственная территория, • материаль¬ные ценности, • поведение людей, • действия органов госу¬дарства или должностных лиц, • личные неимуществен¬ные права граждан (честь, достоинство). Содержание правоотношения составляют взаимные права и обязан-ности его субъектов. В конституционном праве, как и в иных отраслях, существуют так на-зываемые классические правоотношения. Они возникают при реализации норм, которые представляют собой правила, указывающие на права и обя-занности субъекта. Иногда их именуют конкретными правоотношениями, ибо в них определены и субъекты, и их права и обязанности (избирательное законо¬дательство, законодательство о гражданстве и др.). В конкретных конституционно-правовых отношениях субъективное право - это допустимая и гарантированная Конституцией возможность определенного поведения лица, наделенного этим правом. Субъективная обязанность – выступает как установленная конституционными нормами необходимость действий лица, на которое данная обязанность возложена. В общих конституционно-правовых отношениях содержание проявляется через конституционный статус, конституционное состояние их участников. Так, например, Конституция, предусматривая, что «Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации» (ч.1 ст. 87), придает ему специфическое состояние, которое определяет его положение как субъекта конституционно-правовых отношений применительно ко всем другим субъектам, связанное с руководством Вооруженными Силами и с использованием их в особых ситуациях. Конституционно-правовые отношения, как и любые другие правоотношения, возникают, изменяются, либо прекращаются в связи с определенными жизненными явлениями и обстоятельствами (событиями или действиями), именуемыми юридическими фактами. Юридические факты вызывают предусмотренные конституционными нормами правовые последствия и как бы вводят субъективные права и обязанности в механизм конституционного регулирования, наполняют реальным юридическим содержанием конституционные правовые отношения. Как правило, развитие правоотношения, его движение побуждаются целой системой, цепью юридических фактов. Например, возникновение правоотношений по гражданству порождаются таким событием, как рождение гражданина. Обращение в государственный орган будет являться действием, а уклонение от подписания закона, принятого парламентом, бездействием и т.д. Круг конституционно-правовых отношений весьма широк. В целях их бо-лее глубокого изучения их можно классифицировать на отдельные группы (виды). 1) По предмету правового регулирования: • связанные с основами конституционного строя Российского государ-ства, с сущностью и формами власти народа; • связанные с основами правового положения личности в РФ; • по поводу государственного устройства РФ; • связанные с установлением системы, порядка формирования, прин-ципами организации и механизмами деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в РФ. 2) По степени обобщенности: • общие конституционно-правовые отношения (правовые состояния). Эти отношения существуют объективно, вне зависимости от конкретных действий соответствующих субъектов. Типичным примером общего конституционно-правового отношения является состояние гражданства; • конкретные конституционно-правовые отношения возникают только при совершении соответствующих действий субъектами подобных отношений. 3) По фактору существования во времени: • постоянные правоотношения – срок действия не определен, например, отношения, вытекающие из гражданства; • временные правоотношения – возникают в результате реализа-ции конкретных норм – правил поведения. С выполнением заложенной в правоотношении правообязанности оно прекращается. Например, правоотношения между сторонами, оспаривающими конституционность положений закона, и Конституционным Судом РФ. 4) По юридическому значению: • материальные – составляют выражающие интересы конституционных субъектов права и обязанности, которыми они наделены для осуществления воз-ложенных на них функций; • процессуальные – возникают в связи с соблюдением процедуры, про-цессуальных форм осуществления прав и обязанностей конституционных субъектов. 5) По целевому назначению: • правоустановительные отношения – реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношения. Например, норма ч. 2 ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности»; • правоохранительные отношения – реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно – правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов. Например, норма ч. 2 ст. 7 Конституции РФ: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей…». Конституционно-правовые отношения могут классифицироваться и по другим основаниям. Источники конституционного права - это нормативные правовые акты, образующие систему законодательства отрасли конституционного права, обусловленную предметом его регулирования. Содержащиеся в источниках конституционного права нормы регла-ментируют общественные отношения и связи большой политической значимости, жизненно важные для общества и государства, которые, в свою очередь, определяют развитие других, в том числе и непра¬вовых, социальных отношений и связей. Проф. О.Е. Кутафин отмечал, что в конституционном (государствен-ном) праве термин «источник права в юридическом смысле» является общепризнанным. Под ним принято понимать нормативный акт, в котором содержатся конституционно-правовые нормы . Специфика источников конституционного права состоит в сле-дующем: • они принимаются по вопросам, связанным с установлением и реализацией народовластия в формах непосредственной и пред-ставительной демократии, закреплением государственного устройства, системы государственных органов и основ правового положения личности; • являются результатом правотворческой деятельности представитель-ных органов государственной власти, либо результатом правотворчества, осуществляемого непосредственно народом путем референдума; • носят комплексный характер, поскольку объединяют материальные и процессуальные нормы ; • они непосредственно связаны с организацией и функционированием государственной власти, от которой исходят все нормативные акты; • источники конституционного права фактически определяют право-творческую деятельность тех государственных органов, которые компетентны создавать нормы права. Они, прежде всего, формулируют основные начала для всех других отраслей права и определяют систему нормотворческих актов. Другими словами, конституционным правом определяются основы содержания и форма источников права для всех отраслей права, включая и само конституционное право. Источники конституционного права связаны с регулированием общественных отношений, складывающихся в связи с осуществлением государственной власти. Они (источники) определяют основы содержания и форму источников права для всех других отраслей, фактически определяют правотворческую деятельность всех государственных органов, правомочных создавать нормы права, а также формулируют основные начала для всех остальных отраслей права. Многообразие общественных от¬ношений, регулируемых конституци-онным правом, порождает множество источников права. Система источников конституционного права характеризуется следующими чертами: • множественностью форм выражения правовых норм, что проявля-ется в существовании и развитии на общероссийском (федеральном) уровне таких нормативных решений, как Конституция РФ, федеральные конститу¬ционные и иные законы, подзаконные акты. Кроме того, существуют нормативные акты субъектов Федерации и местного самоуправления; • иерархической подчиненностью. Важнейшим признаком, который определяет место изданных норм в общей системе источников права, является юридическая сила акта. При этом одни источники обладают наивысшей силой (конституция), другие наибольшей (закон), тре¬тьи, такие как указ или правительственное постановление, относятся к актам менее высокого уровня; • приоритетом закона; • изменением соотношения внутригосударственного и междуна-родного права. Возрастание роли внешних факторов, интеграционные процессы привели к тому, что к числу источников права относятся и общепризнанные принципы и нормы международного права, и международные договоры. Форма тех или иных источников конституционного права позволяет распределить их на определенные группы, в совокупности образующие систему источников . I. Конституционные источники. 1). Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г., составляющая правовую основу, фундамент всего действующего законодательства. Она является актом прямого действия и применения на всей территории Российской Федерации. Нормы Конституции РФ обладают высшей юридической силой и регулируют наиболее важные, общественные отношения. 2). Конституции республик и уставы других субъектов федерации. Региональные конституции и уставы обладают высшей юридической силой в системе законодательства субъектов Российской Федерации, принимаются в установленном Конституцией РФ порядке, определяют статус соответствующего субъекта и регламентируют вопросы, отнесенные к его ведению федеральной Конституцией . II. Законодательные источники. 1). Акты Конституционного Собрания Российской Федерации. Это нормативные акты, предусмотренные Конституцией РФ (ст. 135) в связи с возможным ее пересмотром. Правда, таких примеров пока нет, т.к. Конституционное Собрание не созывалось. Но в научном плане о таком источнике конституционного права говорить можно. 2). Законы РФ о поправках к Конституции РФ. Это особый вид нормативных актов, посредством которых могут вносится изменения в гл. 3 – 8 Конституции РФ. Российским парламентом принят Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» . 3). Федеральные конституционные законы. Принимаются по вопросам ведения самой Федерации и всегда содержат конституционно – правовые нормы: о референдуме, о Правительстве, о Конституционном Суде, о судебной системе и др. 4). Федеральные законы. Выступают в качестве источников конститу-ционного права только в том случае, если включают в себя конституционно-правовое содержание. Это, например, такие федеральные законы: «Об общественных объединениях», «О выборах депутатов Государственной Думы», «О выборах Президента Российской Федерации» и др. 5). Декларации – документы, в которых провозглашаются основные принципы, программы, концепции. Декларации являются способом конституционно-правового оформления общественных отношений и могут содержать нормы общего характера, близкие к основам, принципам статуса личности, например, Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г., Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г. и др. 6). Нормативные акты палат Федерального Собрания – Совета Федерации и Государственной Думы - Регламент Совета Федерации от 30 января 2002 г. (с последующими изменениями и дополнениями) и Регламент Государственной Думы от 22 января 1998 г. (с последующими изменениями и дополнениями); положения об аппаратах палат и некоторые другие нормативные акты. 7). Региональные законы. Каждый субъект федерации обязан иметь свои законы о выборах, о местном самоуправлении, об административно-территориальном самоуправлении и др. III. Подзаконные и локальные источники. 1). Указы и распоряжения Президента РФ могут содержать нормы конституционного права, часто являются источниками права. Например, указы: от 1 сентября 2000 г. «О государственном совете Российской Федерации», от 25 марта 2004 г. «Об администрации Президента Российской Федерации» и др. 2). Нормативные акты Правительства РФ, федеральных мини-стерств и ведомств. В большинстве случаев эти акты издаются в развитие законов как источников конституционного права. 3). Нормативные акты местного самоуправления или его органов – относятся к локальным источникам конституционного права..Прежде всего, это уставы муниципальных образований, муниципальных районов, городских округов. Источниками могут быть и отдельные акты названных органов – прежде всего регламенты представительных органов местного самоуправления, положения о местных администрациях, правила общеобязательного характера, регулирующие организацию жизни населения на соответствующей территории, и др. . IV. Судебные источники. 1). Решения Конституционного Суда РФ, а в субъектах РФ – их кон-ституционных (уставных) судов. В них устанавливается соответствие Кон-ституции России, конституций и уставов субъектов Федерации, законов и других нормативных актов, а кроме того, разрешаются споры о компетенции, дается толкование Конституции РФ. V. Внутригосударственные договоры. Это договоры и соглашения, заключаемые Российской Федерацией с ее субъектами, а также между самими субъектами Федерации. Примером являются: Федеративный договор между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации по поводу разграничения предметов ведения и полномочий от 31 марта 1992 г. и инкорпорированный в действующую Конституцию РФ (частично), конституции (уставы) субъектов РФ; различные внутрифедеральные договоры, т.е. двусторонние или многосторонние нормативные соглашения между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ либо соглашения между субъектами Федерации по вопросам регулирования имущественных отношений собственности, бюджетных взаимоотношений, регулирования социально – трудовых вопросов и вопросов занятости и др.; соглашений, заключаемые между федеральными и региональными органами власти, между региональными структурами (например, между правительством республики и ее национальным банком) по поводу передачи полномочий, т.е. делегирование органами исполнительной власти Федерации и ее субъектов части их полномочий. VI. Общепризнанные принципы и нормы международного права и нормы международных договоров. Согласно Конституции РФ (ч. 4 ст. 15), составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. Включение этой нормы в Основной закон Российского государства является, с одной стороны, отражением объективной закономерности углубления взаимодействия международного и внутригосударственного права, национального общества с мировым сообществом; с другой – означает, что в основе правовой государственности в Российской Федерации лежат не только принципы, закрепленные отечественным законодательством, но и общепризнанные стандарты, принятые в международном сообществе. Конституционное положение о включении общепризнанных принци-пов и норм международного права и международных договоров в число источников права Российской Федерации имеет существенное значение для правотворческой и правоприменительной деятельности. Законодательные и исполнительные органы государственной власти в процессе правотворчества должны оценивать издаваемые ими нормативные правовые акты с позиции соответствия нормам международного права, правоприменители обязаны применять международные нормы, являющиеся составной частью системы права России. В то же время Конституция РФ не содержит перечня международных актов, содержащих общепризнанные принципы и нормы международного права, не определяет их признаков, не отвечает на вопрос о соотношении юридической силы норм международных договоров и общепризнанных принципов и норм международного права, не определяет их места в ие-рархии источников конституционного права Российской Федерации. Всестороннее осмысление вопросов применения общих принципов и норм международного права и норм международных договоров и определение их места в системе источников конституционного права является важной актуальной задачей российской правовой политики и позволит, во-первых, выработать значимые для науки теоретические положения, во-вторых, сформулировать ценные практические выводы и рекомендации. VII. Среди новых источников конституционного права следует назвать решения референдумов. До недавнего времени, пока норма их проведения оставалась только на бумаге, проблемы с их соотношением с иными источниками права не возникало. Даже когда референдумы стали реальной частью советской и постсоветской действительности, эта проблема не вставала настолько остро, поскольку референдумы носили преимущественно консультативный характер . После проведения первого законодательного референдума по Конституции РФ 1993 г. эта проблема стоит достаточно остро. Незавершенность к настоящему времени процесса формирования на основе Конституции РФ системы права России объясняет включение в число источников конституционного права некоторых нормативных актов бывшего Союза ССР и РСФСР. Отдельные из них сохраняют свою юридическую силу в той части, в которой не противоречат Конституции РФ и другим ее законам. Как видим, система источников конституционного права Российской Федерации разнообразна и постепенно пополняется новым содержанием. А все источники конституционного права, как и источники других отраслей права, отличаются формальной определенностью и общеобязательностью. Система конституционного права России. Понятие, особенности и виды конституционно-правовых норм. Институты и подотрасли в кон-ституционном праве Конституционное право, будучи частью единой системы права, в свою очередь само является сложной системой. Системное построение конститу-ционного права означает, что оно представляет некое целостное образование, состоящее из ряда элементов, находящихся между собой в определенной связи (соподчинении, координации, функциональной зависимости и т.д.). Система конституционного права - это его внутреннее строение, устройство, деление на нормы, институты, подотрасли и их целостное соединение. Поскольку первичной «клеточкой» права в целом являются его нормы, то и система конституционного права, представлена определенным образом структурированными и взаимосвязанными конституционными нормами. Нормы объединяются в более общие нормативно-юридические образования – конституционно-правовые институты, которые в своем единстве и представляют конституционное право России как целостное образование - отрасль права. В общей теории под нормой права понимается исходящее от государства и охраняемое им общеобя¬зательное и формально-определенное правило поведе¬ния, предоставляющее участникам отношений юриди¬ческие права и возлагающее на них обязанности, содержащееся в статье, пункте, части нормативного юридического акта. Конституционно-правовая норма - это установленное государством общеобязательное правило поведения, которое регулирует отношения, вытекающие из основ организации гражданского об¬щества, взаимосвязей государства и личности, тер¬риториальной и национально-территориальной струк¬туры государства, организации и деятельности его органов. Специфика конституционно-пра¬вовых норм определяется предметом отрасли, то есть особенностями регулируемых кон-ституционным правом общественных отношений: 1. Конституционный характер данных норм обуслов¬лен двумя факторами. Во-первых, основная часть из них содержится в Конституции Российской Федерации и кон¬ституциях входящих в нее республик. Во-вторых, они регулируют общественные отношения, которые связаны с высшими интересами государства и общества, т. е. закрепляют фактическую конституцию государства. 2. Определяющая природа конституционно-право¬вых норм по отношению к нормам других отраслей права выражается в том, что они закрепляют положе¬ния, из которых исходят другие отрасли права. В этом качестве нормы конституционного права часто высту¬пают как нормы-принципы – одни группы общественных отношений конституционное право регулирует непосредственно и в полном объеме, в других областях регулирование имеет характер основополагающих начал и принципов, ориентиров для отраслевого правового регулирования. (пример нормы принципа – нормы Конституции, определяющие Россию как демократическое, правовое, социальное государство). 3. Значительная часть норм конституционного права имеет учреди-тельный характер. Они учреждают те или иные государственные институ-ты, атрибуты госу¬дарства; систему и виды органов государства, их компе-тенцию в сфере правотворчества, формы право¬вых актов, порядок их принятия, опубликования и вступления в силу, т. е. устанавливают правила форми¬рования других отраслей права, для которых нормы конституционного права здесь юридически первичны. 4. Ряд конституционно-правовых норм провозглаша¬ют цели и задачи, стоящие перед обществом, страной, т. е. носят программный характер. 5. Классическая правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Конституционно-правовые нормы такой структуры почти не знают. В них, как правило, не назван адресат, во многих из них не указывается, кому делегируются права и на кого возлагаются обязанности, какова ответственность за их нарушение. Иначе говоря, большинство конституционно-правовых норм имеют толь¬ко диспозицию, то есть само правило поведения. Ряд норм состоят из гипотезы и диспо¬зиции, а санкции в них встречаются крайне редко. 6. Конституционно-правовые нормы имеют и осо¬бый механизм реализации. Многие из них закрепляют определенное правовое состояние, т. е. не связаны с регулированием конкретных правоотношений. Конституционно-правовые нормы классифицируются по самым раз-личным осно¬ваниям: 1) по юридической силе. Главным критерием данного подразделения является характер акта, в котором выражена конкретная норма (Конституция РФ, консти¬туционный закон; и др.); 2) по действию во времени и пространстве – нормы, действующие постоянно и нормы, действующие определенное время; нормы, реа-лизуемые на всей территории РФ или на территории ее субъектов, а также в муниципальных образованиях. 3) по характеру содержащегося предписания. Меха¬низм конституционных норм воздействия на обще¬ственные отношения обусловлен характером содержа¬щегося в них предписания. По этому признаку они подразделяются на упра… Продолжение »

© maksemka-maksemka

Бесплатный хостинг uCoz