Тема 18. Правительство Российской Федерации. Конституционно-правовые основы системы федеральных органов исполнительной власти
Согласно ч. 1 ст. 110 Конституции, Правительство Российской Федерации – орган, осуществляющий исполнительную власть Российской Федерации.
Принципы деятельности Правительства РФ определены ст. 3 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. (с изм. и доп. от 31 декабря 1997 г.):
Правительство состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. На заседаниях Правительства имеет право председательствовать Президент РФ. Закон «О Правительстве Российской Федерации» устанавливает ряд ограничений для членов Правительства Российской Федерации, они не вправе:
Порядок назначения Председателя Правительства определен ст. 111 Конституции РФ – Председатель Правительства назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. Предложение о кандидатуре Председателя вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. Представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства Государственная Дума рассматривает в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Председатель Правительства не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти и предлагает кандидатуры на должности заместителя Председателя Правительства и федеральных министров. Председатель Правительства в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и узами Президента РФ определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ, Правительство Российской Федерации: а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; в) обеспечивает поведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; г) осуществляет управление федеральной собственностью; д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики России; е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; ж) осуществляет другие полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерацией, федеральными законами, указами Президента РФ. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», развивая конституционные нормы, определяет общие полномочия Правительства, а также специальные полномочия, к которым относит: полномочия в сфере экономики; в сфере бюджета и финансов; в социальной сфере; в сфере науки, культуры, образования; в сфере природопользования и охраны окружающей среды; в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью; в сфере обороны и государственной безопасности; в сфере внешней политики и международных отношений. Например, в сфере бюджета и финансов Правительство обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение, представляет отчет об исполнении федерального бюджета за прошедший год; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы; принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг; осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации; осуществляет валютное регулирование и валютный контроль; разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен. На основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента Правительство издает постановления и распоряжения (ст. 115 Конституции РФ), обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства обязательны и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. В форме постановлений издаются акты, имеющие нормативный характер. По оперативным и текущим вопросам издаются распоряжения, не имеющие нормативного характера. Постановления Правительства РФ подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости безотлагательно доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации (исключение составляют только постановления, содержащие сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера). Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу со дня их официального опубликования. Заседания Правительства РФ проводятся не реже одного раза в месяц. Конституция РФ определяет коллегиальный состав Правительства РФ, что предопределяет коллегиальную форму принятия им наиболее важных решений. Существует ряд вопросов компетенции Правительства, которые решаются исключительно на его заседаниях, например, о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета о его исполнении; о проектах программ экономического и социального развития, связанных с созданием свободных экономических зон; о проектах программ приватизации федеральной государственной собственности; об образовании Президиума Правительства РФ; о порядке создания и обеспечения деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти; об утверждении Регламента Правительства РФ. Конституция РФ предусматривает следующие случаи отставки Правительства РФ: а) заявление Правительства об отставке (ч. 1 ст. 117). Отставка принимается или отклоняется Президентом РФ; б) конституционная инициатива Президента об отставке Правительства (ч. 2 ст. 117); в) выражение Государственной Думой недоверия Правительству (ч. 3 ст. 117). В случае выражения недоверия Государственной Думой Президент вправе объявить об отставке Правительства, либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае, если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет о его отставке, либо распускает Государственную Думу; г) отказ Государственной Думы в доверии Правительству (ч. 4 ст. 117). Председатель Правительства может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума отказывает в доверии, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства либо о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ.
Помимо Правительства существуют и иные федеральные органы исполнительной власти, различные по структуре, функциям, но составляющие единую систему. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Федеральное министерство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр Российской Федерации (федеральный министр). Федеральная служба – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральное агентство - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор). |
© maksemka-maksemka |