Тема 20. Организация государственной власти в субъектах  Российской Федерации

1. Система органов государственной власти субъектов РФ и их классификация.

2. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации: порядок избрания, состав, структура, компетенция, организационно-правовые формы деятельности.

3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации: порядок формирования, состав, структура, компетенция, правовые акты.

4.  Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

 

 

Субъекты РФ самостоятельно устанавливают систему своих органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя РФ (гл. 1 Конституции РФ) и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, которые устанавливаются федеральным законом (ч. 1 ст. 77 Конституции РФ). Общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с последующими изменениями).

Субъекты РФ обязаны руководствоваться принципами Конституции РФ:

  • о единстве системы государственной власти (ч. 3 ст. 5);
  •  о единстве исполнительной власти в Российской Федерации по вопросам федерального ведения и предметам ведения Российской Федерации и ее субъектов (ч. 2 ст. 77);
  •  о разделении властей и самостоятельности органов разных ветвей власти (ст. 10);
  •  о республиканской форме правления в Российской Федерации (ч. 1 ст. 1);
  •  о светском характере государства (ст. 14);
  •  о том, что судебная власть РФ устанавливается Конституцией и федеральным конституционным законом (ч. 3 ст. 118).

Законодательный (представительный) орган власти
субъекта Российской Федерации

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ. Он создается для выполнения одной из ключевых функций — принятия законов и иных нормативных актов. В принимаемых актах он должен отражать потребности жителей своего субъекта РФ, согласуя их с интересами страны в целом. Термин «представительный» в его наименовании означает лишь то, что этот орган избран народом и является проводником его интересов.

Законодательный (представительный) орган обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать, самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности. Расходы на обеспечение деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ предусматриваются в бюджете субъекта РФ отдельно от других расходов в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. В большинстве субъектов РФ парламенты однопалатные, однако есть и двухпалатные (в Республике Тыва, в Свердловской области). Палаты различаются по порядку формирования, численности депутатов, характеру полномочий, месту в законодательном процессе. Число депутатов законодательного органа субъекта РФ устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ.

Не менее половины депутатов законодательного органа субъекта РФ (в двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ — не менее половины депутатов одной из его палат) должны избираться по пропорциональной системе. Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом субъекта РФ.

Законодательный орган субъекта РФ является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов. Правомочность заседания законодательного органа субъекта РФ определяется законом субъекта РФ. При этом заседание неправомочно, если на нем присутствует менее 50% числа избранных депутатов. Правомочное заседание должно проводиться не реже одного раза в три месяца.

Срок полномочий депутатского состава законодательного органа одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ и не может превышать пяти лет. Досрочное прекращение полномочий законодательного органа субъекта РФ возможно в двух случаях: в результате принятия указанным органом добровольного решения о самороспуске в порядке, предусмотренном конституцией (уставом) или законом субъекта РФ; по решению компетентного органа. В последнем случае решение о роспуске или о неправомочности данного состава депутатов законодательного органа субъекта РФ, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий, принимают Президент РФ, глава (руководитель высшего исполнительного органа) субъекта РФ, соответствующий суд.

Президент РФ вправе в форме указа принять решение о роспуске законодательного органа субъекта РФ в двух случаях. Во-первых, когда тем принят нормативный акт, противоречащий Конституции РФ, федеральным законам, что установлено решением суда, а законодательный орган в установленный законом или решением суда срок не устранил данное противоречие. В этом случае Президент РФ выносит предупреждение законодательному органу в форме указа. Если в течение трех месяцев со дня предупреждения законодательный орган не принял необходимых мер по исполнению решения суда, то Президент РФ вправе его распустить. Во-вторых, Президент РФ вправе досрочно распустить законодательный орган субъекта РФ, когда тот по представленной Президентом РФ кандидатуре главы (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ в течение 14 дней со дня внесения представления не принял решение о ее отклонении или о наделении указанной кандидатуры соответствующими полномочиями. После этого следует второе представление Президентом РФ его кандидатуры. Если и во второй раз не было принято решение, Президент РФ проводит соответствующие консультации с законодательным органом субъекта РФ по кандидатуре главы субъекта РФ в течение месяца со дня отклонения кандидатуры либо непринятия решения о ее отклонении или о наделении указанной кандидатуры соответствующими полномочиями. По истечении указанного месячного срока и с учетом результатов проведенных консультаций Президент РФ вправе в третий раз внести предложение о кандидатуре главы (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ или распустить законодательный орган субъекта РФ. Он также вправе назначить временно исполняющего обязанности главы (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ.

Глава (руководитель высшего исполнительного органа) субъекта РФ вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного органа этого субъекта РФ в случае принятия тем конституции (устава), закона субъекта РФ, иного нормативного акта, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, конституции (уставу) субъекта РФ. В данном случае право роспуска законодательного органа появляется у главы субъекта РФ, когда указанные выше противоречия установлены судом, а законодательный орган не устранил их в течение срока, установленного в законе или судебном решении. Глава субъекта РФ вправе досрочно прекратить полномочия вновь избранного в правомочном составе законодательного органа в течение трех месяцев со дня вступления в силу судебного решения, установившего, что указанный орган в течение трех месяцев со дня избрания в правомочном составе не проводил заседаний.

При досрочном прекращении полномочий законодательного органа субъекта РФ назначаются досрочные (внеочередные) выборы.

Компетенция законодательного органа субъекта РФ. К основным полномочиям законодательного органа субъекта РФ относится: принятие конституции субъекта РФ и поправок к ней, если иное не установлено конституцией субъекта РФ, принятие устава субъекта РФ и поправок к нему; осуществление законодательного регулирования по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ; осуществление иных полномочий, установленных Конституцией РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Статус депутата законодательного органа субъекта РФ, срок его полномочий регулируются федеральным и региональным законодательством. Депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается на срок полномочий того созыва депутатов, в состав которого он входит (до пяти лет). В течение срока своих полномочий депутат не может быть депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта РФ или государственные должности государственной службы субъекта РФ, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В случае осуществления депутатом деятельности на профессиональной постоянной основе он не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной, иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Преподавательская, научная или иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных, иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ, законодательством РФ. Депутат не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.

Гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта РФ. В случае привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами.

Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу­ ­депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом. Депутат вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с осуществлением им своих полномочий.

Органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации

В субъектах РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Это совокупность органов, осуществляющих исполнительные и распорядительные полномочия, объединенных едиными целями, задачами, принципами деятельности, имеющих внутреннюю структуру. В нее наряду с высшим исполнительным органом субъекта РФ входят: глава (руководитель высшего исполнительного органа) субъекта РФ; отраслевые исполнительные органы (министерства, департаменты, главные управления, управления, комитеты); территориальные органы. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется главой (руководителем высшего исполнительного органа) субъекта РФ в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

         Глава (руководитель высшего исполнительного органа) субъекта РФ — высшее должностное лицо субъекта. Он является главой всей системы исполнительной власти своего субъекта. В конституциях (уставах) субъектов РФ используются различные наименования главы: президент, глава республики, глава администрации, губернатор, председатель правительства, мэр. Посты президента и главы республики учреждаются в республиках. Например, в Конституции Башкортостана закреплено, что главой Республики Башкортостан является Президент Республики Башкортостан. Он является высшим должностным лицом республики, представляет ее в отношениях с Президентом РФ, палатами Федерального Собрания РФ, Правительством РФ, иными федеральными органами государственной власти, органами государственной власти других субъектов РФ, органами государственной власти Республики Башкортостан, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими ­организациями и должностными лицами и при осуществлении международных и внешнеэкономических связей. В республике Тыва устанавливается система органов исполнительной власти во главе с Правительством Республики Тыва, возглавляемым председателем Правительства Республики Тыва. Председатель Правительства является высшим должностным лицом Республики Тыва. В других субъектах РФ высшее должностное лицо именуется главой администрации, губернатором. В Москве высшее должностное лицо именуется мэром.

Высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа) субъекта РФ может быть гражданин РФ, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет. Гражданин наделяется полномочиями главы по представлению Президента РФ законодательным органом субъекта РФ. Если конституцией (уставом) субъекта РФ предусмотрен двухпалатный законодательный орган субъекта РФ, решение о наделении гражданина полномочиями главы субъекта РФ принимается на совместном заседании палат.

Предложение о кандидатуре высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ вносится Президентом РФ в законодательный орган субъекта РФ не позднее чем за 35 дней до истечения срока полномочий действующего высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ.

Положение о порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 27 декабря 2004 г. № 1603, предусматривает, что кандидатуры представляются Президенту РФ руководителем его Администрации. Предложения по кандидатурам руководителю Администрации вносятся полномочными представителями Президента РФ в соответствующем федеральном округе. При внесении предложений учитывается авторитет гражданина и его деловая репутация, опыт государственной и общественной деятельности, результаты предварительных консультаций с общественными объединениями соответствующего субъекта РФ. Руководителю Администрации Президента должны быть предложены не менее двух кандидатур одновременно. Президент РФ вправе отклонить представленные кандидатуры. В этом случае руководитель Администрации в установленные Президентом сроки обязан представить новую кандидатуру. Данное положение не применяется в отношении высшего должностного лица субъекта РФ, поставившего перед Президентом вопрос о доверии и досрочном сложении своих полномочий.

         Еще одним субъектом, имеющим право предлагать кандидатуру на должность высшего должностного лица, является политическая партия. Если политическая партия в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» инициировала рассмотрение законодательным органом субъекта РФ предложения Президенту РФ о кандидатуре высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ, данное предложение подлежит рассмотрению указанным органом. Предложение политической партии о кандидатуре высшего должностного лица, поддержанное большинством голосов избранных депутатов законодательного органа субъекта РФ, оформляется соответствующим решением указанного органа и направляется в установленном порядке Президенту РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ, судьей, замещать иные государственные должности РФ, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта РФ или государственные должности государственной службы субъекта РФ, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Преподавательская, научная, иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ, законодательством РФ. Глава субъекта РФ не вправе входить в состав органов управления, попечительских, наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций, действующих на территории России их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ, законодательством РФ.

         Гражданин Российской Федерации может быть наделен полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ на срок не более пяти лет. Но эти полномочия могут прекратится досрочно в случае: его смерти; отрешения его от должности Президентом РФ в связи с выражением ему недоверия законодательным органом субъекта РФ; его отставки по собственному желанию; отрешения его от должности Президентом РФ в связи с утратой доверия Президента РФ, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных законодательно предусмотренных случаях; признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным; признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда; его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; утраты им гражданства Российской Федерации.

Решение о досрочном прекращении полномочий высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ принимается законодательным органом субъекта РФ по представлению Президента РФ, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

 Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа) субъекта РФ имеет следующие полномочия: представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ; обнародует законы субъекта РФ либо отклоняет их; формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ и принимает решение о его отставке; вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного органа субъекта РФ, а также созывать вновь избранный законодательный орган на первое заседание ранее установленного срока; вправе участвовать в работе законодательного органа субъекта РФ с правом совещательного голоса; обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ с иными органами государственной власти данного субъекта и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта РФ с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями.

Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа) субъекта РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, конституции (устава) и законов субъекта РФ издает указы (постановления) и распоряжения.

В случаях, когда высшее должностное лицо субъекта РФ временно (в связи с болезнью или отпуском) не может исполнять свои обязанности, их исполняет должностное лицо, предусмотренное конституцией (уставом) субъекта РФ.

Высший исполнительный орган субъекта РФ обладает общей компетенцией в сфере исполнительно-распорядительной деятельности, состоит из министров, руководителей департаментов, управлений, имеет свой аппарат, обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать. Во многих субъектах РФ он является коллегиальным органом,

Высший исполнительный орган субъекта РФ разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии. Он осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; разрабатывает для представления главой субъекта РФ в законодательный орган субъекта РФ проект бюджета субъекта РФ, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта РФ; обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ и готовит отчет о его исполнении, отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта РФ для представления их главой субъекта РФ в законодательный орган субъекта РФ; формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ; управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ, а также объектами федеральной собственности, переданной в управление субъекту РФ Российской Федерацией; вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с российским законодательством изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции РФ, федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта РФ, а также вправе обратиться в суд.

© maksemka-maksemka

Бесплатный хостинг uCoz