Тема 15. Президент Российской Федерации

  1. Конституционный статус Президента Российской Федерации и место президента в системе органов государственной власти.
  2. Порядок избрания и вступления в должность Президента Российской Федерации.
  3. Полномочия Президента Российской Федерации.
  4. Акты Президента Российской Федерации, их значение и юридическая сила.
  5. Организация деятельности  президента РФ. Администрация Президента, ее роль и структура. Советы, комиссии и другие органы при Президенте РФ.
  6. Основания и порядок прекращения Президентом Российской Федерации своих полномочий.  Порядок отрешения Президента Российской Федерации от должности.
  7. Контроль за деятельностью Президента Российской Федерации.

 

 

Президент -  (от лат. praesidens (praesidentis) – сидящий впереди, во главе; председательствующий) – глава государства в государствах  с республиканской формой правления.

Институт президентства в Российской Федерации учрежден путем проведения референдума РСФСР 17 марта 1991 г. 24 апреля  1991 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон «О  Президенте РСФСР», основные положения которого были включены в текст Конституции РСФСР.

Согласно ранее действующей модели, Президент являлся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в РСФСР. Президентом мог быть избран не более чем на два срока подряд (срок полномочий – 5 лет) гражданин РСФСР не моложе 35 лет и не старше 65 лет, обладающий избирательным правом.

В настоящее время правовой основой   регламентации статуса Президента Российской Федерации является глава 4 Конституции РФ 1993 г. (принятия отдельного закона о статусе Президента РФ Конституция не предусматривает).

Согласно Конституции РФ от 12 декабря 1993 года, Президент РФ избирается сроком на 6 лет, одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд  (после перерыва лицо снова может претендовать на избрание). Президентом РФ может быть избран:

  • гражданин РФ;
  • не моложе 35 лет;
  • постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет;

         Согласно Конституции РСФСР Президент   не мог быть  депутатом, занимать должности в государственных, коммерческих и общественных  органа и организациях, не имел права  на предпринимательскую деятельность. Действующая Конституция этих запретов не содержит.

Порядок выборов Президента РФ определяется Федеральным законом от 10 января 2003 года «О выборах Президента Российской Федерации»[1].

Выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации.Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Если Совет Федерации не назначит выборы Президента Российской Федерации, выборы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в третье или четвертое воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации.

         Выдвижение кандидата на должность Президента производится:

  • политическими партиями, имеющими право в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов (далее - политические партии); избирательными блоками. Выдвижение кандидата на должность Президента  производится   на съезде (конференции) политической партии или  избирательного блока тайным голосованием;
  •  в порядке самовыдвижения, сущность которого заключается в том, что каждый гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом, после официального опубликования решения о назначении выборов Президента РФ вправе выдвинуть свою кандидатуру на должность Президента РФ. Для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан РФ, обладающих активным избирательным правом.

Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку, а политическая партия или избирательный блок – в поддержку выдвижения кандидата не менее двух миллионов подписей избирателей.  При этом на один субъект РФ должно приходиться  не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которых  находится на территории данного субъекта РФ. Если сбор подписей  избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории РФ, общее  количество этих  подписей не может быть более 50 тысяч.

Из этого правила существует исключение. Политическая партия или избирательный блок, федеральный список кандидатов которых  допущен к распределению депутатских мандатов, не  собирают подписи избирателей в поддержку выдвинутых ими кандидатов. Под федеральным списком кандидатов, допущенным  к распределению депутатских мандатов, понимается федеральный список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов на основании официально опубликованных результатов ближайших предшествующих выборам Президента РФ выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ при условии, что официальное опубликование указанных результатов состоялось раньше представления в Центральную избирательную комиссию РФ документов, необходимых для регистрации кандидата.

Кандидаты регистрируются  Центральной избирательной комиссией РФ. Избирательная кампания и голосование осуществляются на основе общих правил, определенных  избирательным законодательством Российской Федерации.

Выборы Президента РФ считаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее половины избирателей, внесенных в списки. Победившим объявляется кандидат, набравший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.  Если в бюллетень для голосования включено более двух кандидатов и ни один из них не избран, ЦИК РФ назначает повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов.  Победившим во втором туре считается кандидат, получивший большее число голосов избирателей, чем его соперник, при условии, что число голосов избирателей, поданных за победителя, больше числа голосов, поданных против всех кандидатов.

В случае если выборы не вывили победителя, Совет Федерации назначает повторные выборы. Все избирательные действия, начиная с выдвижения кандидатов на должность Президента РФ, повторяются, но сроки при этом сокращаются на треть.

Избранный Президент РФ вступает в должность на тридцатый день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией РФ о результатах выборов. При этом Президент  приносит народу присягу (ст. 82 Конституции). Юридическое значение принесения присяги состоит в следующем:

  • вступление в должность Президента Российской Федерации невозможно без принесения присяги; 
  • Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным президентом РФ.

Следует  обратить внимание еще на один аспект, связанный собственно с  текстом присяги.  Как отмечается в литературе, Конституция РФ не говорит прямо ни об одной обязанности Президента РФ. Поэтому при условии замены в ч. 1   ст. 82 Конституции РФ слов «клянясь» на «обязуясь» можно  выделить следующие обязанности Президента РФ:

  • обязанность уважать и охранять права и свободы человека и гражданина;
  • обязанность соблюдать и защищать Конституцию РФ;
  • обязанность защищать суверенитет и независимость, безопасность  и целостность государства;
  • обязанность верно служить народу. 

Конституция РФ исходит из признания значительной роли Президента в жизни российского государства. В соответствии со ст. 80 Конституции Российской Федерации Президент является главой государства, а также гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина; принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; определяет  основные направления внутренней и внешней политики, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Компетенция Президента РФ – совокупность его полномочий по решению вопросов государственной и общественной жизни, установленных Конституцией РФ. В юридической литературе можно встретить различные  классификации полномочий Президента РФ. Поскольку нет необходимости приводить  все имеющиеся, используем классификацию полномочий, предложенную С.А. Авакьяном[2], по мнению которого полномочия Президента РФ можно разделить на следующие группы:

1. В части формирования государственных органов и назначения высших  должностных лиц Президент РФ:

  • назначает  с согласия ГД председателя Правительства РФ;
  • по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя правительства, федеральных министров;
  • принимает решение об отставке Правительства;
  • представляет ГД кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ, ставит перед ГД вопрос об освобождении его от должности;
  • представляет СФ  кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного  Суда РФ;
  • назначает судей других федеральных судов;
  • представляет СФ кандидатуру Генерального прокурора РФ, вносит в СФ предложение об освобождении его от должности;
  • формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;
  • формирует Администрацию Президента РФ;
  • назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ (в субъектах, в ГД, СФ, КС РФ);
  • назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;
  • назначает и отзывает после консультации с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания  дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

2. В части руководства внутренней политикой страны и  взаимоотношений с другими государственными органами:

  • определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
  • обращается к ФС с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;
  • подготавливает и вносит в ГД законопроекты по всем вопросам жизни страны, если считает, что их основой должны быть  федеральные законы;
  • издает указы и распоряжения;
  • может назначать референдумы РФ, которые обычно посвящены наиболее важным вопросам жизни государства;
  • назначает выборы в ГД, распускает ГД в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией;
  • подписывает и обнародует федеральные законы;
  • может наложить вето, т.е. отклонить закон, что потребует его повторного рассмотрения в парламенте;
  • при осуществлении своих полномочий Президент РФ тесно взаимодействует с правительством;
  • имеет право обращаться в суды в целях защиты интересов государства и обеспечения законности;
  • формирует региональную политику как часть внутренней политики РФ;
  • в соответствии со ст. 85 Конституции  может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, а также между  органами государственной власти различных субъектов РФ;
  • вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ, если они противоречат Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушают права и свободы человека и гражданина – до решения вопроса соответствующим судом. 

3. В области внешней политики, помимо определения ее основ и решения кадровых вопросов:

  • осуществляет  руководство внешней политикой РФ, т.е. непосредственным ее проведением;
  • ведет  переговоры и подписывает международные  договоры РФ;
  •  подписывает ратификационные грамоты;
  • принимает верительные и отзывные  грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей.

4. В области обеспечения обороны и безопасности государства, стабильного общественного порядка в стране:

  • формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;
  • является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ;
  •  назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил;
  • утверждает военную доктрину РФ;
  • объявляет состояние войны, общую и частичную мобилизацию, военное положение на всей территории РФ или в отдельных  ее местностях;
  • отдает приказ Вооруженным Силам  на ведение военных действий;
  • вводит в действие нормативные акты военного времени;
  • формирует и упраздняет органы государственного управления военного времени, издает указы о призыве граждан на военную службу;
  • при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных  федеральным конституционным законом, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом СФ и ГД (ст. 88 Конституции).

5. В области обеспечения конституционного статуса личности:

  • является гарантом прав и свобод человека и гражданина (п. 2 ст. 80 Конституции);
  • решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища;
  • награждает государственными наградами РФ;
  •  присваивает почетные звания РФ;
  • присваивает высшие воинские и специальные звания;
  • осуществляет помилование.

Президент РФ издает два вида актов – указы и распоряжения (ст. 90 Конституции), обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами.  Указы и распоряжения Президента РФ являются подзаконными актами и не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Указы президента являются основным видом правовых актов Президента, с их помощью оформляются решения Президента, носящие нормативный характер. Распоряжения Президента РФ – это организационно-оперативные акты, не носящие нормативного характера, имеющие вспомогательное значение в правовом регулировании деятельности Президента РФ.

Конституционное законодательство закрепляет гарантии осуществления Президентом РФ своих полномочий:

  • Президент РФ, согласно ст. 91 Конституции РФ, обладает неприкосновенностью;
  • в соответствии с Федеральным законом  «О государственной охране» от 24 апреля 1996 г. Президенту РФ с момента   избрания предоставляется государственная охрана в местах его постоянного и временного пребывания. В течение срока полномочий Президента РФ  государственная охрана предоставляется и членам его семьи, проживающим совместно с ним или сопровождающим его. Президент не справе отказаться от государственной охраны;
  •  по истечении срока полномочий Президенту предоставляется персональная охрана пожизненно;
  • Президент Российской Федерации, прекративший исполнение полномочий,  наделяется  правовым иммунитетом. Впервые статус  бывшего главы государства был урегулирован Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. № 1736 «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи»[3], принятие которого, с одной стороны, было во многом связано с  досрочной отставкой  Б.Н. Ельцина, с другой стороны,  заложило определенные правовые традиции, поскольку  способность  предоставить гарантии бывшим лидерам является критерием цивилизованности общества и государства[4]. Федеральный закон от 12 февраля 2001 г.   № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» (далее Федеральный закон)[5], предусмотрел определенные условия привлечения бывшего президента к уголовной  ответственности, и  во многом повторил положения названного  Указа. 

 Конституция предусматривает досрочное прекращение полномочий Президента РФ:

  • в случае его отставки. При этом под отставкой понимается  добровольный уход президента со своего поста; 
  • при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия;
  • отрешение от должности.

Отрешение Президента Российской Федерации  от должности:

  • является мерой конституционно-правовой  ответственности Президента РФ;
  • эта процедура, имеющая и  юридический, и политический аспект,  представляет собой  восстановление возможности предъявления Президенту Российской Федерации обвинения в совершении преступления, не связанного с исполнением им обязанностей Президента России, а значит, может рассматриваться как лишение Президента Российской Федерации   неприкосновенности (происходящее одновременно с утратой им своего статуса).

Конституция Российской Федерации 1978 года  (в редакции Закона от 24 мая 1991 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР»[6]) предусматривала следующие основания отрешения Президента Российской Федерации: нарушение Президентом Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, а также присяги. Решение могло приниматься Съездом  не менее чем двумя третями голосов от общего числа народных депутатов Российской Федерации по инициативе самого Съезда, Верховного Совета или одной из его палат, на основании заключения Конституционного Суда Российской Федерации (ст. 12110 Конституции Российской Федерации)[7].

Конституция Российской Федерации 1993 года демонстрирует сужение ответственности Президента и предусматривает возможность отрешения Президента Российской Федерации от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации   только на основании выдвинутого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации  обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях президента признаков  преступления  и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения (ч. 1 ст. 93).

Очередные выборы должны быть проведены не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения полномочий. Во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдумы, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.



[1] Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. -  N 2. -  Ст. 171

[2] Конституционное право. Энциклопедический словарь. / отв. ред. и руководитель авт. кол. С.А. Авакьян. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – С. 477-479.

[3] Собрание законодательства Российской Федерации. –   2000. –   № 1. –   Ст. 111.

[4] Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред.     В.В. Лазарев. 2-е изд., доп. и перераб. – М., 2001. – С. 458.

[5] Собрание законодательства Российской Федерации. –   2001. –  № 7. – Ст. 617.

[6] Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР.   – 1991.         –     № 22. – Ст. 776.

[7] Конституция (Основной Закон) РСФСР.  –  М., 1992.

© maksemka-maksemka

Бесплатный хостинг uCoz