Тема 19. Конституционные основы  судебной власти в Российской Федерации

 

  1. Конституционные принципы правосудия.
  2. Конституционные основы организации и функционирования органов судебной власти в России.
  3. Понятие конституционной законности. Роль Конституционного Суда РФ в ее обеспечении.
  4. Порядок  формирования Конституционного Суда РФ. Требования к претендентам на должность судей Конституционного Суда. Статус судьи Конституционного Суда. 
  5. Компетенция Конституционного Суда РФ.
  6. Структура и организация деятельности Конституционного Суда РФ. Основные правила  конституционного судопроизводства.

Решения  Конституционного Суда РФ, их юридическая сила. Правовые позиции Конституционного Суда РФ.

Задача формирования демократического правового государства, основанного на общепризнанных принципах народовластия, суверенитета, разделения властей, предполагает обязательное утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной и влиятельной силы, осуществляющей свою компетенцию независимо от законодательной и исполнительной властей.

Идея осуществления правосудия независимым и беспристрастным судом, зародившаяся в древности, является одной из проблемных для любого демократического государства;   юриспруденция на всем протяжении истории существования государства предлагала различные, подчас весьма специфические способы обеспечения независимости и самостоятельности судебной ветви власти. Полагаем,  именно эту цель преследовал Ш. Монтескье, когда выделял в системе органов власти судебную власть, которая может быть доверена не какому-либо специальному органу, а выборным лицам из народа, привлекаемым к отправлению правосудия лишь на определенное время. «Таким образом, - полагал он, - судебная власть, столь страшная для людей, не будет связана ни с известной профессией, ни с известным положением: она станет… невидимой и как бы не существующей»[1].

Сегодня принцип независимой и самостоятельной судебной власти – неизменный атрибут любого демократического государства. В то же время  идея независимости  судей, их несменяемости и неприкосновенности общественностью и средствами массовой информации зачастую воспринимается неадекватно: указанные черты правового статуса судей  в обыденном сознании  нередко рассматриваются как личные привилегии, направленные на значительное улучшение качества и условий  жизни конкретных лиц.  При этом не учитывается, что смысл судейской независимости и обеспечивающих ее несменяемости и неприкосновенности состоит именно в том, чтобы обеспечивать подлинное правосудие, исключающее любую возможность манипулирования судьями.

Как неоднократно подчеркивалось в международных документах, принцип независимости судей  является гарантией права каждого гражданина на справедливое и независимое правосудие (ст. 14 Пакта о гражданских и политических правах и ст. 6 Европейской  конвенции о защите прав человека и основных свобод). Лебедев В.М.  отмечает, что все  последующие международные акты, касающиеся основных принципов независимости судей, принятые Генеральной Ассамблеей ООН и Советом Европы, специально   обращали  внимание на то, что все меры, направленные на укрепление и защиту независимости судей, предпринимаются не с целью предоставления льгот судьям, а с целью предоставления гражданам надежной судебной защиты[2].

Так,  признавая ценность идеи независимого  и беспристрастного  правосудия, обобщив положения международных актов и национальных конституций, Генеральная Ассамблея ООН 29 ноября и 13 декабря  1985 г. одобрила Основные принципы независимости судебных органов, ставшие своеобразной конституцией судебной власти. Согласно Основным принципам: «Независимость судебных органов гарантируется государством.… Все государственные и другие органы обязаны уважать и соблюдать независимость судов. Судебные органы решают переданные им дела беспристрастно, на основе фактов и в соответствии с законом, без каких-либо ограничений, неправомерного влияния, побуждения, давления, угроз или вмешательства, прямого или косвенного, с чьей бы то ни было стороны и по каким бы то ни было причинам…»[3].

Судебная власть – та реальная опора, которая обеспечивает прочность всей конструкции государственности страны, разрешая все конфликтные ситуации, споры о праве, устраняя юридические неопределенности.

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным  законом «О судебной системе Российской Федерации». В соответствии со ст. 4 данного Закона Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

К системе федеральных судов указанным законом отнесены:

а) Конституционный Суд Российской Федерации;

б) Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

в) Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Конституционный Суд Российской Федерации занимает особое место в системе федеральных судебных органов. Его особый статус связан, прежде всего, с теми функциями, которые он осуществляет. Только Конституционному Суду Российской Федерации предоставлено право осуществлять  конституционный контроль в стране, определять  соответствие законодательства субъектов Федерации федеральной Конституции, оценивать конституционность законов по жалобам граждан, по запросам судов, государственных органов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не вступивших в силу международных договоров, договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, решать споры о компетенции между  федеральными государственными органами  между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

В состав Конституционного Суда РФ   входят 19 судей. Структуру суда составляют две палаты  по 9 и 10 судей, которые являются равноправными и чьи решения  имеют такую же юридическую силу, как и решения суда в целом. Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» предусматривает ряд вопросов, которые решаются Конституционным судом на заседаниях палат и  вопросы, рассматриваемые в пленарных заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации.

Подсистема судов общей юрисдикции является сложноорганизованной и включает в себя суды общей юрисдикции и военные суды. В настоящее время обсуждается вопрос о создании еще одной подсистемы – административных судов. Федеральные суды общей юрисдикции состоят из судов трех уровней: Верховного Суда Российской Федерации, верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов районных судов.

         Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды.

         Верховный Суд Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а также в случаях, предусмотренных федеральным законом, также и в качестве суда первой инстанции. Верховный Суд Российской Федерации дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Суды общей юрисдикции, входящие в данное звено судебной системы являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Районные суды в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции. Они является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

 Военные суды Российской Федерации входят в судебную систему Российской Федерации. Они осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Военные суды представлены трехуровневой системой: Военная коллегия в составе Верховного Суда Российской Федерации, окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды.

Систему арбитражных судов Российской Федерации,  согласно Федеральному конституционному закону Российской Федерации «Об арбитражных судах»,  составляют:

- Высший Арбитражный суд Российской Федерации

- Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды)

- Арбитражные апелляционные суды

- Арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации действует в составе:

-Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

-Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

-Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

-Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

В составе Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.

Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов.

Арбитражные апелляционные суды Российской Федерации являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции.

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации рассматривают  в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; осуществляют пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятые ими и вступившие в законную силу судебные акты; обращаются в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом ими в любой инстанции; изучают и обобщают судебную практику;  разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов; анализируют судебную статистику.

В арбитражном суде субъекта Российской Федерации действует президиум. В нем могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений. По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе арбитражного суда субъекта Российской Федерации могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного суда субъекта Российской Федерации.

Важнейшими принципами организации судебной власти являются независимость, неприкосновенность и несменяемость.



 

[1] Монтескье Ш. Избранные произведения. –  М., 1995. –   С. 292.

[2] Лебедев В.М.  Судебная власть в современной России: проблемы становления и развития.  – СПб., 2001. –   С. 38.

[3] Основные принципы независимости судебных органов: Одобрены резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН 40/32 от 29 ноября 1985 г. и 40/146 от 13 декабря 1985 г. // Международные акты о правах человека: Сб. документов. –  М., 1998. –  С. 168-170.

© maksemka-maksemka

Бесплатный хостинг uCoz