Раздел IV. Институты непосредственной демократии в Российской Федерации

 Тема 12. Избирательное право и  избирательный процесс  в Российской Федерации

  1. Понятие избирательного  права и избирательной  системы  РФ.
  2. Система источников избирательного права.
  3. Основные принципы избирательного права и избирательной системы. 
  4. Понятие и виды избирательных цензов в Российской Федерации.
  5. Процесс подготовки и проведения выборов в Российской Федерации.

5.1. Порядок выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

5.2. Порядок выборов Президента Российской Федерации.

5.3. Выборы  законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

5.4. Выборы  органов местного самоуправления.

6 Ответственность в избирательном праве.

 

Выборы – это публичное мероприятие, в ходе которого   граждане осуществляют конституционное право непосредственно и самостоятельное путем голосования  формировать органы государственной власти, местного самоуправления, иные свои права[1].

Понятие избирательного  права может рассматриваться в двух аспектах.  Во-первых, под избирательным правом понимается совокупность  правовых норм о порядке выборов депутатов представительных органов и выборных  должностных лиц государства и местного самоуправления[2]. На базе избирательного права организуются и проводятся избирательные  кампании; возникающие на основе  норм избирательного права общественные отношения являются избирательными правоотношениями.

Источниками избирательного права являются нормативные правовые акты по вопросам организации и проведения выборов.

Во-вторых, под избирательным правом понимается индивидуальное право гражданина на участие в выборах – право избирать (активное избирательное право) и право быть избранным (пассивное избирательное право).

Принципы организации и проведения выборов:

  • принцип обязательности выборов - выборные органы государственной власти и органы местного самоуправления могут быть сформированы только посредством выборов. Компетентные органы  не вправе уклоняться от их назначения и проведения  в установленные сроки;
  • принцип подлинности (несфальсифицированности) выборов - официально установленные соответствующими избирательными комиссиями итоги выборов и принятые на основании их решения обязательны для исполнения государственными органами власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами;
  • принцип периодичности выборов -  очередные выборы должны проводиться через определенные интервалы времени, что является гарантией против узурпации власти в одних руках и препятствует незаконному продлению сроков полномочий выборных органов;
  • принцип свободы выборов - кандида­там, избирательным объединениям, инициативным группам по прове­дению референдума, всем лицам и организациям, прямо или косвенно участвующим в предвыборной агитации,  запрещено осуществлять подкуп избира­телей, производить льготную распродажу товаров, бесплатно распро­странять любые товары (за исключением печатных материалов, в том числе иллюстрированных, и значков, специально изготовленных для избирательной кампании), вручать избирателям денежные средства, подарки и другие материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (дежурство на избирательном участке, сбор подписей избирателей, агитационную работу). Запрещено воздейство­вать на волю избирателей обещаниями о предоставлении им матери­альных благ или услуг, иначе, чем на основании решений органов госу­дарственной власти или местного самоуправления, принимаемых в со­ответствии с федеральными законами[3];
  • принцип альтернативности выборов  - при проведении выборов различных уровней должна быть обеспечена возможность граждан выбрать из нескольких кандидатур. В случае если ко дню голосования в избирательном округе число зарегистриро­ванных кандидатов окажется меньше установленного числа депутатских мандатов или равным ему, либо если будет заре­гистрирован только один список кандидатов, или не будет ни одного зарегистрированного списка кандидатов, проведение го­лосования в данном избирательном округе по решению соот­ветствующей избирательной комиссии откладывается на срок не более шести месяцев для дополнительного выдвижения кан­дидатов, списков кандидатов и осуществления последующих избирательных действий;
  • принцип независимости органов, осуществляющих организацию и поведение выборов  - основная работа по организации проведению выборов возлагается на специально созданные для этого органы: избирательные комиссии различных уровней. Их формирование осуществляется на основе закона. Эти органы осуществляют контроль за соблюдением избирательных прав граждан, распределяют средства, выделенные для финансового обеспечения выборов и референдумов и контролируют их целевое использование, осу­ществляют составление списков избирателей, регистрируют кандидатов и их доверенных лиц, утверждают тексты бюлле­теней для голосования и обеспечивают их изготовление, конт­ролируют соблюдение равных правовых условий участия из­бирателей и кандидатов в предвыборной агитации, решают материально-технические вопросы подготовки проведения го­лосования, устанавливают итоги выборов и доводят их до сведения избирателей, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с действующим законодательством. При этом ре­шения избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми государственными и негосударственными организациями, их должностными лицами и гражданами.

К группе принципов субъективного избирательного  права относятся:

  • принцип всеобщности  - в выборах в РФ могут участвовать все  граждане Российской Федерации, достигшие на  день голосования  установленного возраста, независимо от пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, имущественного или должностного положения. При выборах в органы местного самоуправления допускается также участие лиц, не обладающих российским гражданством. Этому принципу не противоречит запрет на участие в выборах  и  референдуме граждан, признанных судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Для реализации избирательного права, в основном это касается пассивного избирательного права, существуют дополнитель­ные ограничения - цензы, связанные с возрастом, гражданством, проживанием и другим факторами. Так, в соответствии со ст.81  Конституции  Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации (ценз гражданства) не моложе 35 лет (возрастной ценз), постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет (ценз оседлости), занимающее должность Президента Российской Федерации не более двух сроков подряд. Эти и другие цензы могут  сочетаться в различных комбинациях и использоваться при  избрании высших должностных лиц государства.
  • принцип равного избирательного  права  - граждане Российской Федерации участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях. Если на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти или в представительный орган местного самоуправления образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет равное число голосов;
  • принцип прямого избирательного  права -   предусматривает  право гражданина непосредственно избирать или быть избранным  в органы государственной власти или местного самоуправления. Гражданин Российской Федерации голосует на выборах и референдуме соответственно за кандидата (список кандидатов) или против всех кандидатов (против всех списков кандидатов), за вынесенный на референдум вопрос или против него непосредственно. В отличие от прямого, косвенное избирательное право предполагает многоступенчатые выборы (состоящие из двух и более ступеней), при которых граждане сначала избирают промежуточные органы (коллегии, муниципальные и иные об­разования), а затем уже эти органы избирают вы­борный орган;
  • принцип тайного голосования - голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. Избиратель подает свой голос без ведома других лиц. Для реализации данного права на избирательных участках имеются кабинки для голосования, где избиратель заполняет бюллетень. В кабинке во время голосования не разрешается находить­ся кому-либо, в том числе членам избирательной комиссии;
  • принцип добровольности участия в выборах - гражданин по своему желанию может участво­вать или не участвовать в выборах. Никто не вправе оказывать давление на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах. Неучастие в этих процедурах не влечет для гражданина никаких негативных последствий.

 

Избирательная кампания представляет собой деятельность по подготовке и  проведению выборов, осуществляемую в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, органа о назначении выборов  до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов[4].

Понятие «избирательная система» может использоваться в двух значениях. Во-первых, избирательная система – это существующий в государстве порядок выборов в органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также   выборных должностных лиц. Это совокупность юридических правил проведения выборов, а также фактических сложившихся обычаев, на основе и с учетом которых проводятся выборы.

Во-вторых, избирательная система – это применяемые в различных странах  модели организации и проведения выборов. Различают мажоритарную, пропорциональную и смешанную избирательные системы.

Сущность мажоритарной (от фр. majorite -  большинство)  избирательной системы состоит в том, что  вопрос результатах голосования и определении победителя определяется по большинству голосов. Мажоритарная система  абсолютного большинства  предусматривает для победы кандидата необходимость получения им  более 50% голосов избирателей,  принявших участие в голосовании (50% + 1 голос). Мажоритарная избирательная система  относительного большинства предусматривает получение кандидатом  для победы на выборах  простого большинства  голосов по сравнению с другими кандидатами.

Избирательный процесс – это  установленная законом совокупность стадий, состоящих из конкретных избирательных процедур и избирательных действий, обеспечивающих целостность и легитимность результатов выборов. Избирательный  процесс состоит из ряда стадий:

  • составление списков избирателей;
  • формирование избирательных комиссий, избирательных участков и избирательных округов;
  • выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты представительных органов и на выборные должности;
  • предвыборная агитация кандидатов;
  • голосование и определение результатов выборов.


[1] Кокотов А.Н. Конституционное право России. Курс лекций: учеб. Пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С. 222.

[2] Конституционное право. Энциклопедический словарь / Отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Изд-во НОРМА, 2001. С. 237.

[3]Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации: учебник. – м.: Юристъ, 2001.

[4] Кокотов А.Н. Конституционное право России. Курс лекций: учеб. Пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С. 223.

© maksemka-maksemka

Бесплатный хостинг uCoz