Раздел II. Правовое положение личности в Российской Федерации.

Тема 4. Конституционный статус человека и гражданина

  1. Понятие правового статуса личности
  2. Человек и   гражданин как субъекты прав, свобод и обязанностей
  3. Конституционный статус  личности, его элементы и виды
  4. Принципы конституционного статуса человека и гражданина
  5. Гарантии  конституционного  статуса человека и гражданина в России

 

Институт правового статуса человека и гражданина занимает важное место в системе конституционного права Российской Федерации.  Человек выступает как субъект различных правоотношений, является носителем определенных прав и обязанностей, которые закрепляются в нормах различных отраслей права. Конституция Российской Федерации закрепляет основные положения, основы правового статуса личности. Данный институт находит свое отражение в  главе 2 Конституции Российской Федерации «Права и свободы человека и гражданина». Конституционные права и свободы являются наиболее абстрактными. Обладая всеобщим содержанием  они конкретизируются, специфицируются в правовом статусе  граждан, закрепляемом  в отдельных отраслях права[1].

Национальное законодательство демократического государства, регулируя вопросы личности, призвано:

  • Признать за каждым человеком необходимые для жизнедеятельности естественные права;
  • Закрепить за каждой личностью права, характеризующие ее как гражданина;
  • Гарантировать права и свободы, обеспечить их охрану и защиту;
  • Предусмотреть обязанности личности и ее ответственность за их неисполнение.

 

Отражение в национальном законодательстве комплекса названных вопросов образует институт правового статуса (правового положения) личности. В его состав входят нормы различных отраслей права: административного, конституционного, трудового, гражданского и др.

Таким образом, правовой статус (правовое положение) человека и гражданина представляет собой закрепленное нормами российского права фактическое положение личности. Или: закрепление юридическими нормами отношений и связей личности с коллективом, обществом, государством, другими лицами. Или: это фактическая свобода личности, закрепленная в законе.

Правовой статус выражает легальные пределы свободы личности, объем ее прав, обязанностей, законных интересов, установленных всей правовой системой Российской Федерации.

Термин «личность» - собирательное понятие. Поэтому можно говорить о правовом статусе российского гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства. Особенности этих правовых статусов установлены в законах РФ. В целом же содержание правового положения человека и гражданина охватывает собой совокупность закрепленными нормами права прав, свобод и обязанностей физических лиц и юридические гарантии их реализации и отражает специфику взаимоотношений личности и общества, гражданина и государства, отдельного индивида с окружающими.

 

Человек и гражданин как субъекты прав, свобод, обязанностей.

Конституция РФ определяет человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2). В указанной статье этот принцип дан в общем виде, конкретные права и свободы человека перечислены в других статьях второй главы Основного Закона.

Характеризуя рассматриваемую черту основ конституционного строя в целом, следует отметить[2].

  •  В конституции РФ учтен международный опыт, цели цивилизации и дан широкий перечень общепризнанных прав человека.
  • Общепризнанные права человека органически включены во все другие конституционные институты, обеспечена их взаимосвязь с принципами хозяйствования, управления государством, федеративного устройства.
  • В Конституции РФ заложены юридические основы для создания структуры, процедур и механизмов, необходимых для осуществления общепризнанных прав человека.

 

Взаимоотношения государства и личности строятся на разграничении двух категорий: «права человека» и «права гражданина». Хотя в Конституции чаще всего эти две категории прав упоминаются вместе, между ними имеются существенные различия: обладателями (субъектами) конституционных прав и свобод чаще всего является каждый человек (т.е. гражданин России, иностранный гражданин или лицо без гражданства). Различие между человеком и гражданином как носителями прав и свобод ясно выражено в тексте Конституции. Права и свободы человека принадлежат и гражданину Российской Федерации, и лицу, не являющемуся таковым. Конституция определяет круг носителей таких прав словами «все», «каждый», «лицо» («имеет право» и т.п.) или словом «никто» Права человека – это мера равенства, свободы и справедливости, которые присущи человеку вне зависимости от расы, национальности, социального происхождения и положения, религиозной принадлежности, убеждений, места проживания, гражданства и т.д. Это  естественные права, объем которых ни в коем случае не может быть изменен государством. Все люди свободны  действовать в пределах своих прав и свобод, а государство не может их ограничить каким-нибудь способом.

В тех же случаях, когда речь идет о правах и свободах, прежде всего политических, принадлежащих только гражданам Российской Федерации, статьи Конституции прямо указывают на это. Права гражданина предполагают наличие между человеком и государством устойчивой правовой связи. Этими правами и свободами обладают только граждане государства, ими не обладают лица, живущие в стране, но не имеющие ее гражданства.  В отдельных случаях Конституция особо говорит о правах иностранных граждан и лиц без гражданства.

Правовой статус человека – суть его положение, зафиксированное в международных пактах, определенный стандарт, к которому стремиться  или должно стремиться национальное законодательство. Подобным статусом должен обладать каждый человек, проживающий на территории любого государства, т.к. он является членом общечеловеческого сообщества.

Правовой статус гражданина – это правовой статус человека, который дополнен соответствующими правами и свободами национальным законодательством государства.

Соотношение понятий «право» и «свобода» характеризуется, прежде всего, тем, что в значительной степени это синонимы; то и другое - субъективное право любого человека или только гражданина Российской Федерации.

Но иногда между этими понятиями проводится различие. Иногда «правом» называют юридическую возможность требовать чего-то от властей и других лиц, а «свободой» - возможность действовать без государственного вмешательства. Нередко термином «свобода» обозначаются более широкие возможности индивидуального выбора без указания на его конкретный результат. Такое указание предоставляло бы уже «право». При этом «право» может самой Конституцией включаться в состав «свободы» Нередко «свободами» называют только политические права или другие группы прав, признаваемые наиболее важными[3].

         В социологии свобода – это такое положение человека в обществе, коллективе, которое предполагает соблюдение двух важных принципов: личность свободна при выборе путей и средств достижения своих целей; человек обязан при постановке и реализации своих целей сопоставлять свое поведение со свободой других лиц и нести ответственность за нарушение их прав и интересов.

В юридическом смысле свобода есть нормативно закрепленная возможность человека совершать действия, поступки по своему усмотрению, не нарушая свободы других, определенный правовой статус человека.

 

 

 

Конституционный статус личности, его элементы и место в правовом статусе и в системе конституционного права

Наука конституционного права изучает не все проблемы, касающиеся правового статуса, ибо нормами конституционного права регулируются лишь основы правового положения человека и гражданина, закрепленные Конституцией РФ. Понятия «основы правового статуса человека и гражданина» и «конституционный статус человека и гражданина» - равнозначны.

Базовый принцип конституционного статуса зафиксирован в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Раскрывается он в гл. 2 Конституции.

Таким образом, конституционный статус человека и гражданина – это система прав, свобод и обязанностей индивида, которая отражает его фактическое положение в обществе и закреплена нормами Конституции.

Характеристики конституционного статуса гражданина:

  • Отражает лишь общие для всех права, свободы и обязанности и оставляет за своими пределами те права и обязанности, которые постоянно возникают и прекращаются при вступлении лиц в какие-то конкретные правоотношения.
  • Относительно статичен и не может быть изменен без ведома государства, законодателя.
  • Постоянен, не зависит от перемещения по службе, изменения социального положения, материальных возможностей.

Конституционный статус можно классифицировать по различным основаниям. По субъектам различают: а) конституционный статус человека; б) конституционный статус гражданина Российской Федерации; в) конституционный статус гражданина, проживающего на территории Российской Федерации; г) конституционный статус лица без гражданства, проживающего в пределах России.

По объему прав, свобод и обязанностей выделяют: а) базовый (основной) – им обладает каждый – гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства - всем им от рождения принадлежат основные права и свободы, естественные права человека; б) полный (имеют только граждане России); в) ограниченный (специальный) статус.

 

Элементы конституционного статуса гражданина:

1. Конституционные права, свободы и обязанности. Главный элемент, основа конституционного статуса. Выступают объектом взаимоотношений человека и государств и по их содержанию и объему можно судить о степени свободы личности.  Вместе с тем данный институт хотя и важнейший, но не единственный, т.к. определенный круг прав, свобод и обязанностей имеют и неграждане Российской Федерации. Поэтому само по себе его конституционное  закрепление еще не дает ответа на вопрос о том, какой конкретно совокупностью прав и свобод обладают граждане, какие они несут обязанности, какие права принадлежат иностранным гражданам и лицам без гражданства. Ответить на этот вопрос помогает следующий элемент конституционного статуса.

2. Гражданство. Позволяет из всей массы физических лиц выделить граждан Российской Федерации. Именно граждане РФ имеют полный конституционный статус, т.е. в полном объеме обладают правами и свободами и несут обязанности, установленные в Конституции. Иностранные граждане и лица без гражданства лишены, например, права участвовать в управлении государством, не несут воинской обязанности. В то же время и граждане Российской Федерации в силу разных причин фактически далеко не всегда наделяются полным объемом конституционных прав и свобод, а потому важную роль в решении анализируемой проблемы играет еще один элемент конституционного статуса.

3. Конституционная правосубъектность. Означает, что гражданин обладает полным объемом конституционных прав и свобод и в полном объеме несет конституционные обязанности. Факторы, ограничивающие конституционную правосубъектность:

  • Возраст. Например, ст. 60 Конституции устанавливает, что граждане в полном объеме реализуют свои права и несут обязанности с 18 лет. Для реализации пассивного избирательного права при выборах в Государственную Думу Федерального Собрания требуется возраст в 21 год, для избрания Президентом – 35 лет, право на получение пенсии наступает у женщин в 55 лет, у мужчин – в 60 лет.
  • Состояние здоровья гражданина: не могут участвовать в выборах, референдуме лица, признанные судом недееспособными.
  • Ограничен статус содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда: они не могут пользоваться избирательными правами и рядом других прав (физическая изоляция от общества предполагает и отстранение их от участия в управлении делами государства).
  • Существуют и другие ограничения в правосубъектности, обусловленные местом пребывания, особенностями выполняемой работы и т.д. (гражданин правоспособен, имеет все права, но реализовать их по каким-либо причинам не может).

Таким образом, гражданство и правосубъектность – важнейшие условия, предопределяющие полноту конституционного статуса гражданина российской Федерации.

       4. Принципы конституционного статуса гражданина Российской Федерации Предоставление прав и свобод в Российской Федерации строится на основе начал, определяющих правовое положение личности в государстве – конституционных принципах правового статуса человека и гражданина. Принципы правового статуса человека и гражданина – это идеи, выработанные в ходе общественного развития и положенные в основу формирования, функционирования и реализации конституционного статуса личности.

Конституционные принципы правового статуса человека и гражданина – это основополагающие начала, определяющие правовое положение личности в государстве.

 

       Можно выделить две группы принципов:

  • принципы формирования конституционного статуса гражданина Российской Федерации
  • принципы функционирования и реали­зации конституционного статуса гражданина Российской Федерации

      

 Выделяют следующие  принципы формирования конституционного статуса человека и гражданина  в Российской Федерации

  • Принцип соответствия конституционного статуса естественно-правовым общегуманистическим началам
  • принцип неотчуждаемости прав и свобод;
  • принцип непосредственного действия конституционных прав и свобод;
  • принцип равенства, который включает в себя следующие аспекты: равенство всех перед законом и судом, равенство прав и свобод, независимо от национальной, социальной, политической, религиозной и другой принадлежности, равенство прав, свобод и возможностей мужчины и женщины;
  • принцип ограничения конституционных прав и свобод пределами свободы других лиц;
  • принцип гарантированности обеспечения прав и свобод со стороны государства;
  • принцип  приоритета  международных договоров Российской Федерации, закрепляющих права и свободы человека;
    • принцип сочетания прав и обязанностей
    • принцип легитимности правового статуса
    • Принцип стабильности конституционного статуса

 

Принцип соответствия конституционного статуса естественно-правовым общегуманистическим началам. Отсюда – первичный, исходный характер конституционных установлений по отношению к другим видам правового статуса. Конституционные правомочия считаются базовыми не только потому, что они закреплены в Основном Законе, но и (и, прежде всего) потому, что в условиях гражданского общества они отражают естественно-правовую сущность человека, закрепляют те права и свободы, без которых его бытие невозможно. Свое юридическое опосредование этот принцип получил в преамбуле Конституции РФ и других ее разделах. Степень соблюдения названного принципа показывает, является или нет конституция основным законом для данного государства и общества.

 В аспекте соответствия конституционного статуса общечеловеческим правовым достижениям должна рассматриваться и проблема учета в основном законе конкретного государства норм международного права и применения их при наличии пробелов или коллизий в правовом регулировании.

Важнейшим конституционным принципом, закрепленным в ч. 2 ст. 17  и получившим свое развитие в  ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации,  является принцип неотчуждаемости основных прав и свобод человека и гражданина и принадлежность их ему от рождения. Это один из фундамен­тальных принципов конституционного строя и конституционно-правового стату­са человека в демократических государст­вах. Он означает, что права человека принад­лежат ему от рождения, имеют естествен­ный характер, государство может лишь ре­гулировать их осуществление и устанавли­вать для них гарантии. Конституция закрепляет, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55).

Государство может исключительно на временной осно­ве ограничивать возможность осуществле­ния некоторых прав и свобод человека в период действия каких-либо режимов чрезвычайного положения. По окончании действия этих режимов права и свободы восстанавливаются в полном объеме[4]. При этом не подлежат ограничению некоторые права и свободы, специально пре­дусмотренные статьями Конституции - право на жизнь, достоинство личности, право на неприкосновенность част­ной жизни, гарантии против сбора информации о чьей бы то ни было частной жизни, свободу совести, свободу пред­принимательства, право на жилище (так называемые абсолютные права и свободы), а также права, связанные с судебной защитой. Эти права, должны со­блюдаться при любых обстоятельствах. В случае объявления чрезвычайного положения в Российской Федерации, в Указе Президента о введении такого положения обязательно должен содержаться исчерпывающий, не подлежащий расширительному толкованию перечень временных ограничений прав и свобод граждан. Конституция Российской Федерации предусматривает, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и сво­боды человека и гражданина.

С принципом неотчуждаемости  тесно связан принцип непосредственности действия конституционных прав и свобод (ст.18 Конституции), который предусматривает,  что права и свободы человека и гражданина являются основой для принятия решений государственными органами любого уровня. Они определяют смысл, содержание и применение законов  в Российской Федерации. Органы законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления, принимая какие-либо решения, обязаны руководствоваться закрепленными в Конституции положениями, регламентирующими права и свободы. Суды могут использовать ссылки на нормы Конституции для обоснования вынесенных ими решений. Граждане, обращающиеся за защитой своих прав и законных интересов в судебные органы,  также  могут ссылаться непосредственно на нормы Конституции.   При этом права и свободы признаются непосредственно действующими независимо от того, существуют или нет законодательные акты, закрепляющие или конкретизирующие положения, предусмотренные Конституцией.  Более того, конституционно закрепленные права и свободы являются  правовым основанием для отмены актов и пресечения действий, которые им противоречат.

Принцип равенства включает в себя следующие аспекты: равенство всех перед законом и судом, равенство прав и свобод, независимо от национальной, социальной, политической, религиозной и другой принадлежности, равенство прав, свобод и возможностей мужчины и женщины.

Равенство всех перед законом и судом, предусмотренное ч.1 ст. 19 Конституции,  полностью соответствует положениям  Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей, что все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона, а также ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 4 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Равенство всех перед законом означает, что требования закона обязательны для всех, что все граждане и другие лица несут равные юридические обязанности по соблюдению законов Российской Федерации, что для всех предусмотрены равные меры ответственности за нарушение закона и равное правосудие.

Равенство всех перед судом означает, что каждый может обращаться в суд для осуществления правосудия. Для всех предусмотрен одинаковый процессуальный порядок рассмотрения дел, закрепленный в действующем процессуальном законодательстве. Всем сторонам, участвующим в деле предоставлен равный объем прав и гарантий, они несут равные обязанности.

Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств означает, что права и свободы  предоставляются каждому в равной степени. Недопустимы какие-либо ограничения прав по указанным основаниям.

Вместе с тем, равенство не может быть фактическим. Ведь каждый человек индивидуален, и каждый человек, в зависимости от имеющихся у него способностей, различных жизненных обстоятельств по-разному реализует предоставленные ему возможности. Конституция  предоставляет лишь равенство возможностей и условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина не исключает возможности предоставления специальных прав, льгот и преимуществ для отдельных категорий лиц (неимущих, престарелых, инвалидов и т.д.). Предоставление таких специальных прав имеет своей целью выравнивания социального статуса людей, преодоление существующего фактического неравенства обеспечение нормальных, достойных условий жизни групп граждан, имеющих возрастные, физиологические и другие особенности (женщин, детей, престарелых, инвалидов, больных и др.). Льготы и преимущества в какой-то мере уравнивают возможности людей, делают их более реальными, доступными.

В ч. 3 ст. 19 Конституции Российской Федерации закрепляется принцип равенства прав и свобод мужчин и женщин и равные условия для их реализации. Действующее отраслевое законодательство конкретизирует данную норму и закрепляет нормы  об ответственности за нарушение равноправия мужчины и женщины. Так, статья 136 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за нарушение равноправия граждан, в частности,  в зависимости от пола. Однако следует признать, что  данное положение не должно пониматься буквально, поскольку общепризнанное социальное значение материнства и роль женщины в продолжении рода приводит к выводу, что женщина нуждается в дополнительных гарантиях равенства в этой сфере.

Необходимо также учитывать, что равенство прав и свобод человека и гражданина – равноправие – Конституция понимает как равенство возможностей, а не как фактическое равенство, которое в жизни реально недостижимо.

 

 

Принцип ограничения конституционных прав и свобод пределами свободы других лиц

Права и свободы ограничены пределами свободы других лиц (ч. 3 ст.17), иначе это может повлечь за собой правовое неравенство людей, ничем не ограниченный  произвол при их осуществлении или злоупотребление ими. Поэтому Конституция Российской Федерации  запрещает нарушение прав и свобод других лиц при осуществлении лицом своих прав. Субъективное право гражданина четко определено. Это сделано для того, чтобы гражданин знал рамки дозволенного поведения и не вторгался в пределы законных интересов других лиц, государства, общества. Только при этом условии каждый  сможет беспрепятственно осуществлять свои права и свободы. «При осуществлении своих прав и свобод, - говорится в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, - каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно и с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требования морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».

 

Принцип гарантированности обеспечения прав и свобод со стороны государства

         Этот принцип получает правовое выражение в различных формах – и как общее начало реализации всего объема прав и свобод личности, и как конкретные гарантии каждого права и каждой свободы в отдельности.

         Как общее начало правового статуса личности указанный принцип закреплен в ряде статей Конституции. В ст. 2 устанавливается в качестве одной из основ конституционного строя обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. В ст. 17, 19 также предусмотрено, что в Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина.

Российская Федерация закрепляет приоритет международных договоров Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права, закрепляющих  права и свободы человека. Согласно этому принципу,  Российская Федерация как часть мирового сообщества признает и гарантирует права и свободы, свойственные цивилизованному обществу. Эти права и свободы нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамб­леей ООН 10 декабря 1948 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах человека, Международном пакте о гражданских и политических правах человека, вступивших в силу в 1976 г.

Провозглашенные в указанных документах права и свободы чело­века и гражданина были взяты под международную защиту, под ко­торой понимается система мер, установленных государствами меж­дународными соглашениями, по их всеобщему уважению.

Заявляя о своей приверженности к общепризнанным принципам и нормам международного права, закрепляющим права и свободы человека, Конституция Российской Федерации возлагает на государство обязанность по их обеспечению.

В соответствии с Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации»[5] (ст. 5), положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующих издания внутригосударственных актов для их применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерацией принимаются соответствующие правовые акты.

Если международный договор содержит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции России, решение о согласии на его обязательность для Российской Федерации возможно в форме федерального закона только после внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации или пересмотра ее положений в установленном порядке (ст. 22).

Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации).

Можно выделить также такой принцип правового статуса человека и гражданина, как принцип сочетания прав и обязанностей. Он выражается в том, что у каждого есть не только права, но и обязанности. Причем обязанность подкрепляется не только моральными требованиями, но и правовыми средствами в виде юридической ответственности. Принцип сочетания свободы и ответственности, прав и обязанностей отражает одну из важнейших граней правового статуса личности вообще и конституционного в частности. Необходимость его закрепления в Основном Законе РФ и акцент на предоставительно-обязывающем характере строения нормативно-правового материала, регулирующего взаимоотношения человека (гражданина) и общества (государства) обусловлены рядом факторов: во-первых, естественной потребностью людей установить взаимоприемлемый и взаимовыгодный порядок общения; во-вторых, осознанным стремлением выработать правовые инструменты (конструкции), определяющие меру свободы субъектов и гарантии осуществления их прав и обязанностей; в-третьих, требованиями, предъявляемыми к формированию правовой системы в целом.

Данный принцип нельзя идеализировать, понимать как абсолютное соответствие конкретного субъективного права конкретной обязанности. Например, в гражданском обществе обязанности перед отдельным человеком принимает на себя государство.

Анализируемый принцип получил отражение во Всеобщей декларации прав человека, провозглашающей, что «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное развитие его личности».

В Международном пакте о гражданских и политических правах подчеркивается, что «отдельный человек имеет обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит».

 

Принцип легитимности конституционного статуса свидетельствует о необходимости юридически справедливого и правильного (законного) оформления его содержательных характеристик и процедур.

Для признания конституционного статуса легитимным необходимо, чтобы: а) Конституция была принята путем демократического волеизъявления всего народа (референдум) или его представительным органом; б) процедура ее принятия (порядок голосования, подсчета голосов и т.д.) была четко определена законом; в) все изменения конституционного статуса производились только на основании соответствующих законодательных актов.

Легитимный характер конституционного статуса подтверждается рядом положений Основного Закона   и в, частности, ст. 17, где говорится, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Принцип стабильности конституционного статуса обусловлен особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление нормального правопорядка, предсказуемых и разумных изменений в общественной жизни, обеспечивающих сохранение генофонда, темпы производства материальных и духовных ценностей, свободное развитие личности. Как любая основа образования новых качеств конституционный статус должен обладать устойчивостью и не меняться до тех пор, пока важнейшие общественные отношения не трансформируются в корне.

Стабильность конституционного статуса личности зависит от того, насколько он соответствует фактическим общественным отношениям и какой порядок его принятия, отмены и изменения закреплен в законе. Конституция РФ в ст. 135 содержит некоторые гарантии стабильности статуса, устанавливая достаточно сложный порядок пересмотра гл. 2. Устойчивость статуса зависит и от соотношения политических сил в стране, от способов решения назревших  социальных проблем.

 

 В качестве принципов функционирования и реали­зации конституционного статуса личности рас­сматривают:

  • прямое действие конституционных прав, свобод и обязанностей;
  • приоритет конституционных правомочий перед другими, закрепленными в иных законодательных актах или приобретенными в процес­се правового общения;
  •  особый способ восстановления нарушенных конституционных прав и свобод, а также обеспечения конституционных обязанностей[6].

5. Гарантии правового статуса личности в конституционном праве Российской Федерации, их классификация и содержание

Историческая практика доказала, что одно только провозглашение прав и свобод (даже в Конституции) не означает фактического наделения ими субъектов правоотношений. Для обеспечения реальности конституционного статуса гражданина необходимы гарантии того, что гражданин не может быть лишен данного статуса без законных к тому оснований, причем государство должно создать условия, обеспечивающие его реализацию.

Субъектом, который, прежде всего, гарантирует права и свободы, является государство. В ст. 45 Конституции записано, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. В ст. 18 установлено, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Конституция РФ расширила рамки участия самого человека в защите им своих прав и свобод. В ст. 45 закреплено, что «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенным… Продолжение »

© maksemka-maksemka

Бесплатный хостинг uCoz