Тема 11. Административно- территориальное устройство субъектов Российской Федерации

  1. Понятие административно-территориального  устройства субъекта РФ
  2. Принципы административно-территориального устройства
  3. Виды административно-территориальных единиц
  4. Административно-территориальные преобразования 

 

Административно-территориальное устройство (административно-территориальное деление)  – деление территории государства (в федеративном государстве – деление субъектов)  на части – административно-территориальные единицы, - в рамках которых осуществляется  управление государственными делами и (или) самоуправление населения (местное самоуправление), создаются органы государственной власти или органы местного самоуправления. В Российской Федерации категория «административно-территориальное устройство» относится к уровню только субъектов Российской Федерации – республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Поэтому терминологически неверной будет формулировка «административно-территориальное устройство Российской Федерации», поскольку РФ состоит не из административно-территориальных единиц, а из государственно-территориальных образований. Таким образом, категория «административно-территориальное  устройство» применима только  в отношении субъектов Российской Федерации.

 

         Административно-территориальное устройство:

  • элемент территориальной организации РФ;
  • основа иерархии органов государства и местного самоуправления: административно-территориальное устройство субъектов РФ может быть     основной для осуществления как государственного управления, так и местного самоуправления;
  • основа участия граждан в управлении государственными и общественными делами.

 

Административно-территориальное устройство основывается на следующих принципах:

  • соответствие исторически сложившейся системе расселения жителей в области и устойчивым тенденциям ее развития;
  • создание экономических, финансовых и организационных условий для формирования и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также участия граждан в их работе;
  • содействие рациональному использованию природных и материальных ресурсов, развитию инженерных сетей и коммуникаций, социальной инфраструктуры;
  • обеспечение здоровой и экологически безопасной среды обитания и жизнедеятельности населения;
  • сохранение и развитие национальной культуры, обычаев и традиций, исковых видов хозяйственной деятельности всех национальных и этнических групп, малочисленных народностей, проживающих в области;
  • участие населения в обсуждении и решении вопросов административно-территориального устройства.

 

Понятием административно-территориального устройства охватываются следующие вопросы: система административно-территориальных единиц; порядок их образования  и упразднения; отнесение населенных пунктов к той или иной категории административно-территориальных единиц; установление и изменение границ административно-территориальных единиц; установление административных центров административно-территориальных единиц, включающих в себя несколько населенных пунктов; наименование и переименование административно-территориальных единиц, отдельных населенных пунктов, их улиц, площадей и других частей; регистрация населенных пунктов, учет изменения в административно-территориальном устройстве.

 

Поскольку Конституция РФ 1993 г. не относит вопросы административно-территориального устройства  к предметам совместного ведения Российской Федерации субъекты РФ самостоятельно решают вопросы образования, изменения и упразднения административно-территориальных единиц, критерии отнесения населенных пунктов к городским и сельским поселениям. Субъекты Российской Федерации принимают законы об административно-территориальном устройстве, используя при этом  критерии выделения административно-территориальных единиц,  заложенные в Указе Президиума Верховного Совета РОСФСР от 17 августа 1982 г.  «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР». В Челябинской области действует  Закон «Об административно-территориальном устройстве Челябинской области» от 26 октября 2006 г. № 66-ЗО.

Административно-территориальная единица – территория в фиксированных границах с одним или несколькими населенными пунктами, полученная в результате административно-территориального  деления, имеющая установленный статус, название, находящая  в юрисдикции органов государственной власти и местного самоуправления и являющаяся  муниципальным образованием.

Следует иметь в виду, что  регулирование административно-территориального устройства  субъекта тесно взаимосвязано с регулированием  местного самоуправления.

В соответствии  с Федеральным законом от  6 октября  2003 г. «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации», с 2006 г.  введена новая система муниципальных образований, предполагающая новые параметры территориального устройства  субъектов Российской Федерации:

  • субъект РФ делится на    территории муниципальных районов и городских округов;
  • в состав муниципального района  входят сельские и городские поселения;
  • сельское поселение  состоит из сельских населенных пунктов;
  • городское поселение состоит  из города или поселка, кроме того, возможно вхождение в его состав и сельских населенных пунктов;
  • сельский  населенный пункт – первичная территориальная единица в сельской местности;
  • возможно деление крупных городов на районы (городские районы).

 

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г.,  местное самоуправление  осуществляется      в городских и сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального  значения. Сельское поселение и городское поселение являются  муниципальными образованиями первичного уровня.

Сельское  поселение -  один или несколько  объединенных  общей территорией сельских населенных  пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Городское поселение -  город или поселок с прилегающей  территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся   муниципальными образованиями), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Территорию поселений составляют  земли  населенных пунктов,  прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные   земли, земли для развития поселения; в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

В границах  сельского поселения могут  находиться  один  сельский населенный пункт с численностью населения, как правило, более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения – более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских  населенных пунктов с численностью населения   менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения – менее 3000 человек каждый). Сельский населенны      пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав городского или сельского поселения.

Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

 

Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

 

Внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

 

Федеральный закон  от 6 октября 2003 г. предусматривает  осуществление  местного самоуправления в районах городов федерального значения – Москве и Санкт-Петербурге – в пределах внутригородских районов.   Кроме того, спецификой  некоторых субъектов Федерации является введение в их системе административно-территориального устройства  такой единицы как  административные округа. Административный округ    включает в себя несколько районов города. Границы административных округов не могут пересекать  границ районов.

 

В соответствии с Законом Челябинской области «Об административно-территориальном устройстве Челябинской области», к административно-территориальным единицам в Челябинской области относятся:

  • города с территориальным районом
  • города
  • районы
  • поселки городского типа (рабочие поселки)
  • сельсоветы

 

Административный центр сельского поселения, муниципального района - населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится представительный орган соответствующего муниципального образования.

 

Закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО) – имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, по переработке радиоактивных и других материалов; военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные  условия проживания граждан. Статус закрытого административно-территориального образования определяется Законом РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (с изменениями от 28 ноября 1996 г., 31 июля 1998 г., 2 апреля, 31 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г.)[1] и законодательством соответствующего субъекта Федерации.

Решение о создании ЗАТО принимается Президентом РФ. Соответствующие вопросы предварительно согласовываются Правительством РФ с субъектами РФ. ЗАТО находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам административной подчиненности и границ, определения полномочий органов субъектов РФ, обеспечения особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка и обеспечения противопожарной безопасности.

Для ЗАТО существуют особенности въезда, землепользования, приватизации, совершения сделок с недвижимостью. Для граждан, проживающих и работающих в ЗАТО, предусматриваются определенные социальные гарантии на случай ликвидации объектов, сокращения рабочих мест и иных исключительных обстоятельств.

Законодательством субъектов РФ об административно-территориальном устройстве определяется порядок образования, преобразования и упразднения административно-территориальных единиц.

Административно-территориальное преобразование – преобразование административно-территориальных единиц, изменение их границ, статуса, изменение статуса и типа населенных пунктов.

 Процесс преобразования административно-территориальных единиц может быть обозначен как административно-территориальный процесс -  установленный органами государственной власти субъекта Российской Федерации порядок совершения  административно-территориальных действий, включающий  ряд стадий: возбуждение   административно-территориального дела; подготовка материалов; подготовка проекта правового акта по делу; рассмотрение и принятие правового акта; оформление документов и исполнение административно-территориального преобразования.

Согласно ст. 5 Закона Челябинской области, преобразование административно-территориальных единиц Челябинской области, изменение их границ и статус производятся одновременно с территориальными преобразованиями муниципальных образований.

Изменение границ муниципального образования

Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов.

Изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений.

Изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.

Уменьшение численности населения сельских населенных пунктов менее чем на 50 процентов относительно минимальной численности населения, установленной пунктом 6 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, после установления законами субъектов Российской Федерации границ поселений в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона не является достаточным основанием для инициирования органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральными органами государственной власти процедуры изменения границ поселений.

Преобразование муниципальных образований

Преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.

Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан.

Объединение двух и более муниципальных районов, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципальных районов.

Разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан.

Разделение муниципального района осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительным органом муниципального района.

Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение. Мнение населения городского поселения и мнение населения муниципального района выявляются путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона и проводимого раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) городское поселение. Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) населения муниципального района.

 

Регистрация  вновь  возникших  населенных  пунктов,    установление их типов и присвоение наименований.

Регистрация   вновь   возникших   населенных   пунктов   и    установление  их  типов производятся Законодательным  Собранием  по    представлению   документов   от  соответствующих   представительных    органов   местного   самоуправления   муниципального   района   или    городского округа.

 Присвоение наименований вновь возникшим населенным  пунктам    производится  Правительством Российской Федерации по  представлению    Законодательного  Собрания  в порядке,  установленном  федеральными    законами,  иными нормативными правовыми актами Российской Федерации    и настоящим Законом.

Регистрации  подлежат  все  вновь  возникающие  населенные    пункты,   имеющие  закрепленную  за  ними  территорию  и  постоянно    проживающее в них население.



[1] Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. – 1992. –  N 33. –     Ст. 1915

© maksemka-maksemka

Бесплатный хостинг uCoz