Тема 3.  Основы конституционного строя  Российской Федерации

 

1. Понятие конституционного строя России

2. Структура  конституционного строя России

3. Понятие основ конституционного строя России

4. Содержание основ конституционного строя России

5. Механизм охраны и защиты института основ конституционного строя

 

              Термины «конституционный строй», «основы конституционного строя» вошли в научный оборот, в законодательные акты в начале 90-х гг. Их появление было связано с разработкой и обсуждением новой Конституции России. С принятием Конституции 1993 г. оба понятия стали выступать в качестве официального наименования одной из групп общественных отношений, регулируемых отраслью конституционного права.

Конституционный строй -  это  отраженные в Конституции  и реально существующие устои жизни общества и государства.

Можно считать, что утверждение идеологии конституционализма в России породило новый тип государственной и общественной организации человеческой жизни – конституционный строй. В основу концепции конституционного строя  Российской Федерации в действующей Конституции положены три главные категории – власть, суверенитет, свобода личности.

Конституционный строй есть сложное и многофункциональное политико-юридическое понятие. В настоящее время в научной юридической литературе сложился целый ряд различных подходов к пониманию и определению этой категории[1].

Рассмотрим понятия конституционного строя, предлагаемые разными авторами.

1.Конституционный строй как общественные отношения, регулируемые непосредственно Конституцией.

Конституционный строй – это система определенных общественных отношений, регулируемых непосредственно нормами Конституции.

Плюсы данного подхода: Предметом регулирования  конституционного права является совокупность общественных отношений, опосредуемых его нормами. Следовательно, данное определение является верным.

Минусы: Это слишком широкая и общая дефиниция, под которую сравнительно легко можно подвести самые разные общественные отношения (взаимосвязи), в том числе не имеющие прямого отношения к конституционному строю.

2. Конституционный строй как совокупность гарантий полного подчинения государства праву.

Конституционный строй – это форма (способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует как конституционное государство. (Козлова Е.И., Кутафин О.Е.).

Минусы: Абстрактное определение. Предполагается, что государство творит отвечающее его интересам право и действует в соответствии с ним.  В то же время обязанность подчинения праву в силу ст. 15 Конституции возлагается не только на государство, но и на органы государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их общественные объединения.

3. Интегрированное определение понятия конституционный строй.

Понятием конституционный строй интегрируются в единое целое

общественные отношения, которые образуют в своей совокупности

государственный и общественный строй или устройство, организацию

государства и общества.( Конституционное право РФ. Учебник.

Екатеринбург. 1995/ Отв. ред. Кукушкин М.И.).

Плюсы: Понятием государственный строй охватывается форма государства: форма правления, форма государственного устройства, политический режим, т.е. организация государства и порядок осуществления государственной власти. Устройство общества, его организация включают в себя положение человека и гражданина, систему хозяйствования, формы собственности, политические, идеологические, религиозные и другие устои общества.

Структурно конституционный строй может быть представлен двумя подсистемами: государственный строй и общественный строй. Особенность конституционного строя заключается в том, что он объединяет в себе эти две категории (подсистемы), закрепляя как социальную сферу, так и политическую. Он определяет форму организации общества, уровень его жизни, социальные гарантии и в то же время регулирует вопросы организации государственной власти, пределы ее деятельности, форму государственного устройства взаимодействие государства и общественных объединений и т.д.

Общественный строй в теории конституционного права понимается как исторически конкретная система общественных отношений, т.е. организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни и охраняемая государством и правом[2].

Государственный строй – система социальных, экономических и политических отношений, устанавливаемых и закрепляемых нормами конституционного (государственного) права[3].

Государственный строй может отличаться от конституционного строя, если воздействие государства на общество будет проявляться в неправовой форме в обход Конституции и иных легитимных  источников права, с нарушением обязательств перед гражданином и обществом. Следовательно, наличие в государстве Конституции еще не означает, что в нем установлен конституционный строй. Это понятие применимо только к такому государству, в котором конституция надежно охраняет права и свободы человека и гражданина, а все право соответствует этой Конституции, но главное: государство действует в соответствии с Конституцией и во всем подчиняется праву[4]. 

     Понятием «конституционный строй» охватываются общественные отношения по организации публичной власти (государственной и муниципальной) и общества в целом. Указанные отношения являются предметом регулирования конституционных норм. Те из них, которые содержатся в гл. 1 Конституции РФ, образуют институт основ конституционного строя и занимают центральное место в системе конституционного права.

Конституция РФ из всей совокупности общественных отношений, существующих в государстве и обществе, выделила наиболее важные, основополагающие для жизнедеятельности общества и государства и урегулировала их в отдельной главе «Основы конституционного строя», придав им силу конституционных принципов. Иначе говоря, здесь сформулированы главные идеи о том, как должны развиваться те или иные общественные отношения, как должны функционировать какие- либо общественные или государственные институты. При этом устанавливается, что это особо охраняемые общественные отношения, пользующиеся особой юридической защитой.

Основы конституционного строя Российской Федерации - есть главные устои государственного и общественного строя, система исходных  конституционных принципов,  которые призваны обеспечить Российской Федерации характер конституцион­ного государства.

Закреплению основ конституционного строя посвящена глава  первая Конституции РФ,  которую нередко называют «конституцией в конституции», поскольку  положениям главы первой не могут противоречить любые другие положения Конституции.  Нормы, закрепляющие основы конституционного строя,  обладают большей юридической силой  по сравнению  с иными нормами Конституции. Другие нормы Конституции РФ развивают, уточняют положения главы первой, вытекают из них.

          Конституция 1993 г. закрепила в гл. I основы конституционного строя, т.е. те устои (черты), на которых базируется организация государственной и общественной жизни нашей страны. В таком полном и концентрированном виде этого нет ни в одной из зарубежных конституций. Причем эти устои не могут изменяться иначе, как путем принятия новой Конституции. При этом, существует мнение, что составляющие основы конституционного строя принципы можно разделить на две группы: первая группа  - основные начала  организации  публичной власти (правовой характер государства, народовластие, государственный суверенитет РФ; децентрализация в формах федерации и местного самоуправления; разделение государственной власти; социальная направленность  государства; его светский характер); вторая группа – распространяется на общество в целом (высшая ценность человека, его прав и свобод; равенство всех форм собственности; свобода предпринимательской деятельности, частной инициативы; идеологическое, политическое многообразие)[5].

Особенности института основ конституционного строя.

Институт основ конституционного строя – это совокупность конституционных норм, учреждающих целостную систему основополагающих принципов организации и функционирования государства и общества.

 Своеобразие этого института обусловлено специфическими чертами составляющих его норм:

  • Нормы названного института являются нормами – принципами, т.е. фиксируют важнейшие для устройства государства и общества принципы
  • Обладают наивысшей юридической силой даже по сравнению с другими нормами Конституции.
  • Составляют первичную нормативную базу всей системы действующего законодательства. Теоретически допустимо, что гл. 1 «Основы конституционного строя» при определенных условиях могла бы выполнять функции Конституции. На базе содержащихся в ней принципов более детальная регламентация отношений, связанных с устройством государства и общества, вполне могла бы осуществляться федеральными законами. Метод регулирования основ организации государства и общества в виде основ конституционного строя используется в российской конституции впервые.
  • Знание основ конституционного строя облегчает понимание других положений Конституции.
  • Исходя из основ конституционного строя, граждане могут давать соответствующую оценку законам, иным нормативным актам, действиям государственных органов и должностных лиц.
  • В случае, если в действующем законодательстве обнаружатся пробел или нормы, которые противоречат Конституции, то граждане, суды вправе руководствоваться положениями гл.1.

 

В Российской Федерации основными чертами (устоями) конституционного строя являются:

  • народовластие (народный суверенитет);
  • наличие Российского государства – всеохватывающей организации всего народа;
  • человек, его права и свободы как высшая ценность;
  • демократический характер публичной власти;
  • идеологическое многообразие и политический плюрализм;
  • многообразие форм собственности и свобода экономической деятельности.
  • местное самоуправление

 

1. Народовластие. Согласно ст. 3 Конституции РФ, носителем суверенитета и единственным источ­ником власти в Российской Федерации  является ее мно­гонациональный народ.

Народный суверенитет означает, во-первых, принадлежность народу всей полно­ты власти в данной стране, во-вто­рых, возможность осуществления народом принадлежащей ему власти как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления;

Конституция (ст. 3) закрепляет один из самых главных, решающих  устоев конституционного строя – принцип народовластия. Основной Закон характеризует народ Российской Федерации:

  • в качестве носителя суверенитета;
  • единственного источника власти;
  • субъекта, осуществляющего власть;
  • субъекта, поручающего осуществление власти иным структурам.

          Раскрывая понятие «народовластие», конституционная норма органически связывает его с понятием «суверенитет народа», и позволяет сделать вывод, что только с народом связано употребление термина «источник власти».

   Формы осуществления власти народа в России:

государственная власть – представляет собой публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами опирающаяся на государственное принуждение;

общественная власть – это власть различных объединений и коллективов граждан в отношении лиц, состоящих в этих объединениях и коллективах;

власть местного самоуправления – это смешанная общественно-государственная форма власти народа.

 

3. Наличие Российского государ­ства как государственной основы кон­ституционного строя и его выраже­ния в масштабах всей страны.

Основы конституционного строя предполагают правовые характеристики Российского государства, а именно: 1) демократическое; 2) федеративное и суверенное; 3) правовое; 4) имеющее республиканскую форму правления; 5) основывающееся на принципе разделения властей; 6) социальное; 7) светское.

Демократическим называют государство, которое служит своему народу, воплощает его интересы, обеспечивает осуществление государственной власти народом непосредственно, а также через органы государства[6].

Демократическое государство характеризуют такие черты, как: гласность; обеспечение прав и свобод его граждан; наличие единства государственных установлений и институтов, с одной стороны, и практики государственно-политической жизни, отношения к правам и свободам индивида, с другой.

 Федеративная природа России означает, что государство составляют территориальные образования, имеющие самостоятельно формируемые органы власти, собственную территорию и население. Эти территориальные образования (субъекты федерации) обладают свойства самостоятельного субъекта права, сфера полномочий их органов определяется в нормативных актах, однако их существование не ставит под сомнение суверенитет и целостность федерации в целом.

В числе особенностей федеративного устройства России можно выделить национально-территориальный характер, асимметричность (неравенство прав субъектов) и наличие различных видов субъектов.

 Содержание принципа и характеристики Российского государства как правового означает ограничение деятельности государства правовыми  нормами и предполагает: а) нормативное закрепление компетенции органов государственной власти, (б) преобладание права над произволом, (в) равенство в правах – формальное равенство, (г) судебный (независимый) механизм применения правовых норм, (д) ограничение власти правами отдельной личности. Свобода усмотрения у государственных органов остается, хотя и она должна регулироваться правом в виде установления целей и принципов деятельности. В «формальном» смысле принцип правового государства предполагает также (е) следование иерархии правовых норм.

         Исходя из положений ст. 1 Конституции, по форме правления Россия – республика. Республика – это такая форма правления, при которой:

В отличие от монархии, республиканская форма правления предполагает: (а) формальная конституционная законность в деятельности всех государственных органов, (б) определение компетенции органов законом, (в) формирование высших органов власти в результате выборов.

Относительно определения России как парламентской или президентской республики(1) в литературе единого мнения нет. В парламентской республике (1)правительство несет политическую ответственность перед парламентом, назначается и отправляется им в отставку, (2) глава государства может избираться парламентом, (3) со стороны правительства существует контроль за решениями главы государства, который связан с неответственностью последнего (контрассигнация), (4) глава государства не имеет права вето в отношении законов, принимаемых парламентом, (5) глава государства представляет страну, но определяет внутреннюю и внешнюю политику правительство, (6) для решения кризисов отношений парламента и правительства глава государства может распустить парламент. Некоторые из перечисленных признаков (1) и (6) обнаруживаются и в России, что позволяет говорить о формальном закреплении смешанной формы правления.

          Принцип разделения власти

Государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Разделение состоит в институциональной независимости органов, разделении их функций. Одни и те же люди не могут занимать должности в разных органах, один орган не может контролировать или вмешиваться в работу других,  отменять или изменять их решения, один орган не может выполнять функции других органов, каждый орган обладает организационной самостоятельностью.  Этот принцип в Российской Федерации проявляется также и в разграничении полномочий и предметов ведения между федеральными государственными органами власти и органами власти субъектов федерации.

Главной проблемой в России является положение в системе разделения властей Президента РФ. По этому поводу в российском государствоведении сложилась теория особой президентской власти, координирующей деятельность других властей.

 

           Российская Федерация – социальное государство (ст. 7 Конституции РФ). Главной задачей такого государства является:

         - государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

         - охрана труда и здоровья людей;

         - назначение пенсий и пособий нетрудоспособным;

         - установление гарантированного минимального размера заработной платы.

          Каждый человек вправе рассчитывать на достойный жизненный уровень и достижение этой цели одна из главнейших стратегических задач нашего государства.

 

Российская Федерация признается светским государством (ч. 1. ст. 14 Конституции РФ). Этим положением определяется отношение государства к религии. Основой этих отношений является свобода совести, поскольку никакая религия не может устанавливаться в качестве обязательной или государственной. Религиозные объединения отделены от государства, что не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений как граждан участвовать в управлении делами государства. Государство ведет политику нейтралитета по отношению ко всем религиозным группам, которые обязаны действовать в рамках закона.

 

 

 

3. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. В соответствии с Конституцией  РФ,  человек, его права и свободы являются выс­шей ценностью. Признание, соблюде­ние и защита прав и свобод челове­ка и гражданина — обязанность го­сударства (ст. 2). Провозглашая этот принцип конституционного строя, Россия учитывает международный опыт и цели цивилизации, отражен­ные во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. и гласящей: признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира;

Конституция РФ определяет человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2). В указанной статье этот принцип дан в общем виде, конкретные права и свободы человека перечислены в других статьях второй главы Основного Закона.

Характеризуя рассматриваемую черту основ конституционного строя в целом, следует отметить[7].

  •  В конституции РФ учтен международный опыт, цели цивилизации и дан широкий перечень общепризнанных прав человека.
  • Общепризнанные права человека органически включены во все другие конституционные институты, обеспечена их взаимосвязь с принципами хозяйствования, управления государством, федеративного устройства.
  • В Конституции РФ заложены юридические основы для создания структуры, процедур и механизмов, необходимых для осуществления общепризнанных прав человека.

Приоритет прав человека, их утверждение в качестве высшей ценности невозможны без обязанности государства не только признавать эти принципы, но и неукоснительно соблюдать и защищать общепризнанные права человека. Подчеркивание прав и свобод человека как высшей ценности, не означает и не допускает какого-то принижения государства. Личность имеет обязанности перед государством; личность обязана считаться с интересами государства[8]. Государство – единственный из политических организмов, который представляет всех граждан и поэтому обязано не допускать злоупотребления правами и свободами, ибо их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц, в том числе общие законные интересы.

Конституция РФ регулирует ограничение прав следующим образом.

1) Видами ограничения являются: «отрицание» и «умаление» «ограничение» «регулирование» «затрагивание»

2) Права человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и (или) на основании судебного решения.

3) ограничения не должны посягать на основное содержание права, быть обоснованными, необходимыми и соразмерными тем целям, ради которых они устанавливаются.

4) Правомерными целями ограничения прав являются следующие (ст.55 ч.3).

– Защита основ конституционного строя.

– Защита нравственности и здоровья других граждан.

– Обеспечение обороны страны и безопасности государства.

– Защита прав и законных интересов других лиц.

 

4. Демократия как основа образа жизни в России и ее политического режима.

В качестве конституционного принципа демократию следует рассматривать такое устройство государства, в котором источником власти является народ. В демократическом государстве органы получают свою власть от народа, действуют от его имени и в его интересах. При этом неважно, какая устанавливается форма правления. Может быть и демократическая монархия.

Составная часть принципа демократии – народный суверенитет. В понятие народного суверенитета входит формирование органов государственной власти в соответствии с установленной процедурой учитывая мнение каждого гражданина при голосовании на основе принципа формального равенства [Кабышев В.Т. Конституционное обеспечение народного суверенитета в СССР]. Народное представительство обеспечивается особым механизмом парламента, встроенным в систему разделения властей. Именно парламент – это орган представительства, поскольку он отражает интересы различных социальных групп и представляет их на государственном уровне при принятии государственных решений. Значение народного представительства как организационной формы государства, однако, не означает слияния государственной власти и народа. Речь идет о передаче народом права на законодательную власть парламенту при сохранении им за собой контроля за деятельностью парламента и иных форм реализации государственной власти. Народ передает представительным органам государства не саму власть, а лишь право на власть, на осуществление власти, причем на строго определенный срок.

 

5. Идеологическое многообразие и политический плюрализм. Статья 13 Конституции  РФ гласит, что в Рос­сийской Федерации признается иде­ологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливать­ся в качестве государственной, или обязательной. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Гражданам гарантируется право на объединение. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается  создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституцион­но строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжи­гание социальной, расовой, национальной и религиозной розни;

           Идеологическим и политическим плюрализмом называется такое состояние в обществе и государстве, когда никакая идеология не получает юридически статуса официальной государственной или обязательной идеологии, а для выражения и воплощения различных политических идей и взглядов могут создаваться партии и иные общественные объединения, и все они действуют на основе (т.е. в рамках, с соблюдением) закона и равны перед законом[9].

6. Свобода экономической деятель­ности и многообразие форм собствен­ности. В соответствии со  ст. 8  Конституции  РФ  в Российской Федерации гарантирует­ся единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, Поддержка конкуренции, свобода Экономической деятельности. В Рос­сийской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Одним из важных устоев конституционного строя является экономическая система. Важнейшие аспекты экономического строя Российской Федерации, закрепленные в ст. 8 Конституции – свобода экономической деятельности, многообразие форм собственности и их равноправие, признание частной собственности – позволяют сделать вывод, что Конституция РФ всем своим содержанием нацелена на развитие рыночной экономики как господствующего типа экономики в России.

 

Конституционные основы экономической политики в России

  • Единство экономического пространства (ст. 74 Конституции РФ).
  • Свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств – ограничения перемещения могут вводиться в соответствии с федеральным законом (п.2 ст. 74 Конституции РФ).
  • Поддержка конкуренции (п.2 ст. 34 Конституции РФ).
  • Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
  • Земля и природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории  (п. 1 ст. 9 Конституции РФ).
  • Для участников хозяйственного оборота предполагаются равные возможности производить, продавать и покупать продукты труда, вступать в договорные и иные хозяйственные отношения.
  • Защита и обеспечение устойчивости рубля (ст. 75 Конституции РФ).
  • многообразие форм собственности.

 

         Единое экономическое пространство предполагает обеспечение единого правового регулирования хозяйственных и финансовых отношений на всей территории России. Этот конституционный принцип гарантируется государством  через:

  • установление правовых основ  единого рынка: финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ);
  • установление единой денежной единицы, осуществление денежной эмиссии, запрет на введение иных денежных единиц в РФ (ст. 75 Конституции РФ);
  • закрепление системы федеральных налогов и общих принципов налогообложения в РФ (ч. 3 ст. 75 Конституции РФ);
  • установление основ ценовой политики (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ);
  • единство гражданского и гражданско-процессуального законодательства (п. «о» ст. 71 Конституции РФ);
  • установление единства стандартов, метрической системы, статистики и бухгалтерского учета (п. «р» ст. 71 Конституции РФ).

 

Свободное  перемещение товаров, услуг и финансовых средств предполагает снятие всех ограничений на пути  перемещения товаров и финансовых средств на территории России. Этот принцип гарантируется государством через:

  • введение запрета на установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74 Конституции РФ);
  • введение единых государственных стандартов и правового регулирования порядка создания и деятельности предприятий;
  • введение единых правил лицензирования видов предпринимательской деятельности;
  • введение единых стандартов сертификации товаров и услуг. 

 

 

7. Признание и гарантирование местного самоуправления (ст. 12 Конституции РФ)

Местное управление может осуществляться государственными или общественными органами (во втором случае он именуется местным самоуправлением). В России до революции пытались ввести общественное самоуправление (в 1864), но потом в связи с неразвитостью гражданского общества перешли к государственной системе местного управления (1890 г.). Новая попытка вернуться к идее общественного самоуправления сделана в действующей конституции. Местное самоуправление предполагает активность граждан, которые активно желают решать непосредственные проблемы, например, благоустройства. Государство обязуется воздерживаться от вторжения в эту область (определяя её границы нормативными актами), и гарантирует возможность самостоятельности граждан в вопросах, не требующих государственно-властного управления.

 

Местное самоуправление – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами – законами субъектов Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Опираясь на институты непосредственного волеизъявления (муниципальные выборы, местный референдум, сходы, собрания граждан и др.) местное самоуправление приобщает граждан к участию в управлении делами общества и в значительной мере обеспечивает их политические права. Местное самоуправление направлено против неоправданного сосредоточения дел в руках государственных органов. Решение многих вопросов «снизу» – там, где обеспечивается наиболее полный учет местных условий и особенностей, существенно повышает эффективность управления делами общества и государства.

 

 

Механизм охраны и защиты норм института основ конституционного строя.

Значение: направлен на то, чтобы взаимосвязям, составляющим основы конституционного строя, придать необратимый характер, исключить возможность из свертывания принятием текущего законодательства или иным способом.

1. В ст. 16 Конституции РФ провозглашается особая юридическая сила норм, закрепляющих основы конституционного строя: им не могут противоречить не только нормы, содержащиеся в законах и иных нормативных актах, но и нормы других глав и разделов Конституции.

2.В ст. 135 Конституции предусмотрен особый порядок изменения норм, регулирующих основы конституционного строя.

Вносить предложения об изменении Конституции может ограниченный по сравнению с субъектами права законодательной инициативы состав субъектов (ст. 134 Конституции):  Президент, палаты Федерального Собрания, Правительство, законодательные органы субъектов Федерации, группа депутатов любой из палат Федерального Собрания численностью не менее одной пятой ее членов.  При поступлении предложения о внесении изменений в основы конституционного строя от перечисленных субъектов, предложение проходит две стадии рассмотрения.

На первой стадии предложение обсуждается Федеральным Собранием. Редакция ст. 135 Конституции не позволяет установить, проходит ли обсуждение по палатам или на их совместном заседании. В ст. 100 Конституции совместные заседания палат по рассматриваемому вопросу не предусмотрены, но вопрос остается открытым. Вызвано это тем, что по ст. 135 для одобрения внесенного предложения необходима поддержка трех пятых голосов «от общего числа членов Совета Федерации и Государственной Думы».   Видимо, здесь подразумевается общее число членов Совета Федерации, но союз «и» в данном случае можно понимать и как соединительный. Представляется, что редакция  ч. 2 ст. 135 Конституции требует уточнений.

Если предложение палатами Федерального Собрания не поддерживается, его обсуждение на этом заканчивается. Если же оно получает поддержку необходимого числа голосов, начинается вторая стадия – созыв специального форума, каким является Конституционное Собрание (порядок его созыва и работы должны быть определены федеральным конституционным законом).

Конституционное Собрание обсуждает, а затем ставит ни голосование вопрос о неизменности Конституции. Если это предложение поддерживается большинством (каким именно, ст. 135 не указывает) членов собрания, вопрос о внесении изменений в основы конституционного строя снимается и Конституционное Собрание прекращает свою работу. Когда предложение о неизменности Конституции поддержки не получает, Конституционное Собрание разрабатывает проект новой Конституции и принимает ее двумя третями голосов либо выносит проект на референдум.

Вывод: внесение частичных изменений в основы конституционного с… Продолжение »

© maksemka-maksemka

Бесплатный хостинг uCoz