Тема 21. Местное самоуправление в Российской Федерации

 

  1. Понятие местного самоуправления. Соотношение местного самоуправления и государственного управления.
  2. Основные принципы осуществления местного самоуправления.
  3. Система органов местного самоуправления.
  4. Территориальная, финансовая и организационная основы местного самоуправления.
  5. Формы осуществления местного самоуправления.

 

Согласно Конституции РФ в России признается и гарантируется местное самоуправление, являющееся одной из основ конституционного строя (ст. 12).  Статья  130 Конституции РФ устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление  осуществляется гражданами   путем референдума, выборов, других форм прямого  волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Местное самоуправление – это форма осуществления  народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных  Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение  населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления  вопросов местного значения исходя из интересов населения,  с учетом исторических и иных местных   традиций (Федеральный закон № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года).

Согласно Европейской хартии о местном самоуправлении, под местным самоуправлением понимается  право и реальная  способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

Объектом местного самоуправления  являются не только вопросы местного значения, под которыми подразумеваются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности муниципальных образований, отнесенные к таковым уставами муниципальных образований в соответствии с федеральным законодательством и законами субъектов РФ, но и территория муниципального образования, имущество муниципального образования и правовые акты.

Субъекты местного самоуправления, т.е. тех, кто наделен правами и обязанностями  в сфере местного самоуправления, можно разделить на четыре группы:

  • индивидуальные субъекты: общие (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства) и специальные (избиратели, депутаты представительных  органов местного самоуправления, должностные лица органов местного самоуправления, муниципальные служащие);
  • коллективные (органы местного самоуправления, органы территориального  общественного самоуправления, государственные органы);
  • политико-территориальные  (муниципальное образование, субъекты Российской федерации и Российская федерация в целом);
  • социальные (население муниципального образования, население субъектов РФ и России).

 

Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.  Вопросы местного значения межпоселенческого характера - часть вопросов местного значения, решение которых в соответствии с настоящим Федеральным законом и муниципальными правовыми актами осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно.

Принципы местного самоуправления получили свое правовое закрепление  в европейской хартии о местном самоуправлении (принятой Советом Европы 15 октября 1985 года и ратифицированной Россией в 1998 году), которая является правовым фундаментом для муниципального законодательства стран-членов Совета Европы:

  • принцип  признания и гарантирования местного самоуправления -  Российская Федерация в соответствии  с требованиями  Европейской хартии наделяет местное самоуправление  высоким статусом  одной их основ конституционного строя страны. Местное самоуправление  рассматривается как форма осуществления народом своей власти;
  • принцип самостоятельности местного самоуправления – реализуется  посредством широкого набора специальных юридических норм, которые наделяют его собственной компетенцией, состоящей из предметов ведения (вопросов местного значения) и полномочий  по их решению. Самостоятельность муниципальных органов допускается лишь в пределах полномочий местного самоуправления (ст. 12 Конституции РФ). Принцип самостоятельности опирается на права муниципальных образований по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственности,  формированию и исполнению местных бюджетов. Гарантией  самостоятельности местного самоуправления  является  запрещение  органам государственной власти вмешиваться  в деятельность органов местного самоуправления;
  • принцип  независимости органов местного самоуправления – согласно  Конституции РФ органы местного самоуправления  не входят в систему органов государственной власти (ст. 12);
  • принцип ответственности местного самоуправления -   реализуется в различных, предусмотренных законодательством формах:  перед населением конкретного  муниципального образования, государством,  физическими и юридическими лицами. Ответственность местного самоуправления перед населением  муниципального образования наступает в результате утраты его доверия. Однако возбуждение процедуры отзыва депутата, выборного должностного лица местного самоуправления  требует обязательного  установления в судебном порядке фактов конкретных правонарушений, допущенных депутатом, должностным лицом. Ответственность местного самоуправления перед государством установлена  за нарушение Конституции РФ, федерального и регионального  законодательства, устава муниципального образования, а также неисполнение или ненадлежащее исполнение государственных полномочий.  Меры ответственности перед государством:     роспуск представительного органа местного самоуправления, отрешение от должности главы муниципального образования, признание недействующими в судебном порядке актов органов местного самоуправления. Ответственность местного самоуправления перед физическими и юридическими  лицами предусмотрена в порядке, установленном федеральными законами. 

К принципам относят также  многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления, законность, соблюдение прав и свобод человека и  гражданина, гласность.

Федеральным законом установлено, что  местное самоуправление  осуществляется на всей территории  Российской федерации в городских, сельских поселениях и иных территориях, т.е. в муниципальных образованиях.

Муниципальное образование – это городское или сельское  поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Существуют следующие виды муниципальных образований:  городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Поселение - городское или сельское поселение. Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Межселенная территория - территория, находящаяся вне границ поселений.

 

Формы  непосредственного осуществления населением местного самоуправления:

Местный референдум – это форма непосредственного  осуществления гражданами местного самоуправления, представляющая собой голосование  по наиболее важным вопросам местного значения.

Решение о проведении местного референдума принимается представительным  органом  местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования.

В местном референдуме имеют право участвовать  все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом. Граждане участвуют  на местном референдуме непосредственно и на добровольной основе. Голосование на местном референдуме осуществляется тайно, контроль за  волеизъявлением граждан не допускается.

Решение на референдуме считается принятым, если за него проголосовало более половины участников референдума.

Решение, принятое на референдуме, не нуждается в утверждении   какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации  требуется издание нормативного правового акта, орган  самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять  такой акт.

Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

 

Муниципальные выборы -  выборы депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляются на основе всеобщего, равного  и прямого избирательного права при тайном голосовании при обеспечении  установленным законом избирательных прав граждан.

 

Собрание (сход) граждан – в муниципальном  образовании для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан. Порядок созыва и проведения собрания (схода)  граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются  уставом муниципального образования в соответствии  с законами субъектов РФ.

 

Народная правотворческая инициатива -  население в соответствии  с уставом  муниципального образования  имеет право на правотворческую  инициативу в вопросах местного значения.  Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием  представителей населения, а результаты рассмотрения – официальному опубликованию (обнародованию).

 

Обращения граждан в органы местного самоуправления -  граждане имеют право на индивидуальные и  коллективные  обращения  в органы местного самоуправления и к  должностным лицам  местного самоуправления.

 Органы  местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан  в течение одного месяца.

 

Территориальное общественное  самоуправление -  самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального  образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях)  для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением  или через создаваемые  им органы  территориального  общественного самоуправления.

 

Публичные слушания – для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования  представительным органом  муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

 

Опрос граждан – проводится на всей территории  муниципального образования или на части его территории  для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного  самоуправления  и должностными  лицами  местного самоуправления, а также органами государственной власти.

 

Органы местного самоуправления не входят в систему  органов государственной власти. Структуру  органов местного самоуправления составляют  представительный орган муниципального  образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган  муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, предусмотренные уставом муниципального   образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Основные модели  организации власти в муниципальном образовании:

  • Глава и представительный орган избираются населением, при этом Глава возглавляет Администрацию;
  • Глава и представительный орган  избираются населением. Глава возглавляет представительный орган;
  • Глава избирается представительным органом;
  •  Представительный   орган избирается населением, а Глава либо  представительным органом, либо населением. При этом Глава возглавляет  и Администрацию   и представительный  орган. При условии, что численность населения  не превышает 1000 человек;
  • полномочия  представительного органа осуществляет сход граждан;
  • представительный орган формируется в результате непрямых выборов. Эта модель предусмотрена  для муниципальных районов. Представительный  орган состоит  из Глав поселений и депутатов поселений. Глава муниципального района входит в состав представительного органа и является его председателем.

 

Система   гарантий местного самоуправления  представляет собой  совокупность условий и средств, обеспечивающих его реализацию и правовую защиту.

Выделяют два вида гарантий местного самоуправления:

Общие:

  • экономические  - многообразие и равная степень  защищенности всех форм собственности, включая муниципальную, свобода экономической деятельности, уровень доходности местного бюджета;
  • политические -  степень демократичности  политических  институтов, гарантированность прав и свобод человека  и гражданина, в том числе права на осуществление местного самоуправления, четкое разграничение  предметов ведения между органами государственной власти и органами местного самоуправления, самостоятельность  местного самоуправления в пределах своих полномочий;
  • идеологические – уровень культуры и правосознания населения.

Специальные:

  • запрет на  ограничение прав местного самоуправления (ст. 133 Конституции РФ);
  • судебная защита прав местного самоуправления (ст. 133 Конституции РФ);
  • право местного самоуправления  на компенсацию  дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых  органами государственной власти (ст. 133 Конституции РФ);
  • обязательность решений, принятых путем  прямого  волеизъявления граждан, решений  органов и должностных лиц местного самоуправления;
  •  обязательность рассмотрения обращений органов и должностных лиц местного  самоуправления органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями. 

© maksemka-maksemka

Бесплатный хостинг uCoz