Тема 2. Конституция Российской Федерации – основной закон государства

  1. Конституция и конституционализм
  2. Конституция: понятие, юридические свойства, функции, виды
  3. Этапы конституционного развития России
  4. Конституция РФ 1993 г. Структура конституции
  5. Реализация Конституции
  6. Толкование Конституции
  7. Конституционный контроль
  8. Порядок внесения поправок и пересмотр Конституции РФ

 

Конституция – (от латинского слова constitutio – установление) .основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации страны.

Каждая конституция выполняет следующие функции: учредительную, организаторскую, внешнеполитическую, идеологическую, юридическую.

Учредительная функция – Конституция является политико-правовой  основой развития общества на последующем историческом этапе.  Конституция либо закрепляет то, что уже существует как результата человеческих деяний, либо создает предпосылки для совсем новых общественных отношений, которые уже созрели в обществе, но еще не имеют необходимой правовой базы.

Организаторская функция – Конституция  не только оформляет достигнутое и ставит задачи  перед обществом и государством, но и стимулирует политическую активность.

Внешнеполитическая – является фундаментом внешнеполитической деятельности государства.

Идеологическая – может заключаться в закреплении постулатов определенного политического учения в качестве господствующих (все советские конституции). Конституция РФ 1993 года закрепляет, что никакая идеология в Российской Федерации не является государственно обязательной. С другой стороны, конституция просто не может не быть идеологическим (в смысле мировоззрения) документом. Каждое слово, закрепленные в Конституции институты выражают видение желаемой социально-политической системы страны. Конституция закрепляет свою систему общественных ценностей и нацелена на то, чтобы на ее основе воспитывались соответствующие воззрения каждого члена общества.

Юридическая функция – во-первых, Конституция становится основой новых правовой системы и правопорядка в стране (или нового этапа их развития); во-вторых, Конституция регулирует общественные отношения и как документ прямого действия может быть почвой для их возникновения; в-третьих, дает импульс развитию законодательства.

Юридические свойства Конституции, т.е. признаки ее как основного закона государства:

  • любая конституция – это правовой акт, закон и, следовательно, обладает всеми чертами закона;
  • юридическое верховенство – означает высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам, включая федеральные законы и федеральные конституционные законы, которые должны соответствовать Конституции и не могут ей противоречить;
  • это база текущего законодательства, которое развивает предписания Конституции, исходит из ее духа;
  • особый порядок принятия и изменения Конституции.

 

В политических и правовых науках конституции подразделяют на отдельные виды по различным крите­риям.

1.   По юридической форме различают писаные и непи­саные конституции. Писаная конституция есть единый правовой акт. Примером писаной конституции служат Конституции Российской Федерации, США, Японии, Италии, других государств. Они представляют собой целостные системные политико-правовые акты, опре­деляющие важнейшие принципы общественного и го­сударственного устройства и являются юридической базой текущего законодательства. Неписаные консти­туции составлены из ряда обычных законов, судеб­ных прецедентов, политических традиций и обычаев (например, Конституции Англии, Дании и Новой Зе­ландии).

2. По способу принятия и изменения выделяют жесткие  и гибкие конституции. Жесткие конституции имеют усложненный порядок принятия и изменения. В част­ности, Конституция Российской Федерации в ст. 134-137 устанавливает весьма сложный порядок своего, пересмотра и внесения поправок. Гибкие конституции принимаются и. изменяются в том же порядке, что и обычные законы. Все неписаные конституции являются гибкими.

3. В литературе конституции нередко делят на фактические и юридические. Фактическая конституция — это реально существующий в данной стране строй обще­ственных отношений, юридическая — совокупность тех положений, которые записаны в ней как юридиче­ском документе.

4. По форме государственного устройства страны конституции классифицируют на федеративные и унитар­ные. Федеративными являются Конституции России, ФРГ, Индии, унитарными — Японии, Италии, Китай­ской Народной Республики.

Под формой конституции понимаются различные виды ее объективного (материального) существования. Она включает в себя: а) юридическую, б) внутреннюю  и в) внешнюю форму.

 

Действующая Конституция Российской Федерации принята путем всенародного голо­сования (референдума) 12 декабря 1993 г. В нем приняло участие 58 млн., 187 тыс. 755 зарегистрированных, или 54,8% внесенных в списки избирате­лей. За принятие Конституции РФ проголосовало 32 млн. 937 тыс. 630, или 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании.

Основная задача, стоящая перед Конституцией РФ - оформление от­каза России от советской формы власти, утверждение нового конститу­ционного строя, демократизма госу­дарства и общества, политического плюрализма, основных прав и сво­бод человека и гражданина, инсти­тутов государственной власти и ос­нов местного самоуправления, феде­ративного устройства государства, плюрализма форм собственности и свободы предпринимательской дея­тельности.

Особенности структуры и содержания  Конституции Российской Федерации

Многие конституции имеют пре­амбулу - вводный текст, - как пра­вило, с политической направленно­стью. Назначение преамбулы - обозначить пройденный страной путь, дать характеристику общества на со­временном этапе его развития, рас­крыть сущность и главные задачи го­сударства, цели конституции и про­возгласить ее принятие. Объем пре­амбулы - дело конкретной страны и подхода создателей конституции. Текст преамбулы Конституции РФ невелик и лаконичен. Несмотря на компакт­ность, преамбула имеет кон­цептуально-идеологическую нагруз­ку: содержит идею приори­тета прав и свобод человека, настра­ивает общество на внутренний (граж­данский) мир. В преамбуле последо­вательно отражена идея сохранения государственного единства России, возрождения ее суверенной государ­ственности в сочетании с равнопра­вием и самоопределением народов; подчеркнута направленность усилий на то, чтобы обеспечить благополу­чие и процветание России, думать об ответственности за настоящее и будущее и жить по правилам миро­вого сообщества.

Структура Конституции РФ.  Конституция РФ состоит из Разде­ла первого - это ее основной текст - и Раздела второго «Заключительные и переходные положения».

Раздел первый делится на 9 глав.

В главе 1 «Основы конституцион­ного строя» Конституция  РФ отражает следу­ющие характеристики конституцион­ного строя России:

  • наличие Российского государ­ства как государственной основы кон­ституционного строя и его выраже­ния в масштабах всей страны;
  • народовластие;
  • признание человека, его прав и свобод высшей ценностью;
  • демократия как основа образа жизни в России и ее политического режима;
  • идеологическое многообразие и политический плюрализм;
  • свобода экономической деятель­ности и многообразие форм собствен­ности.

В главе 2 «Права и свободы человека и гражданина»  Конституция РФ отражает ценности мирового сообщества и эво­люцию подхода нашей страны к ос­новам статуса личности. Приоритет личности, ее прав и свобод является одной из основ конституционного строя РФ.

Исходными принципами, которые развивают эти постулаты и стали базовыми в конституционном стату­се личности в РФ, являются: свобо­да личности; принадлежность чело­веку от рождения основных прав и свобод и их неотчуждаемость; соответ­ствие статуса личности в Российском государстве требованиям и стандар­там, сложившимся в мировом сооб­ществе; сочетание индивидуальных интересов личности с интересами других лиц, общества и государства; всеобщность основных прав, свобод и обязанностей; юридическое равен­ство, т.е. равноправие граждан, включая равенство всех перед зако­ном и судом, равные права и свобо­ды для мужчины и женщины; непос­редственное действие прав и свобод человека и гражданина, соответствие статуса личности конституционным основам и его закрепление в теку­щем законодательстве и практичес­кой реализации; гарантированность конституционного статуса личности, ее прав и свобод.

Особенностью конституционного регулирования, которая была зало­жена еще в некоторых новых актах Союза ССР, затем в актах РФ, а те­перь нашла отражение в действую­щей Конституции РФ,  является провозглаше­ние новой концепции основных прав и свобод.

В прежних подходах человек рас­сматривался как часть определенной социально-экономической системы, далее - как непременный, актив­ный участник политической жизни страны и затем уже шла речь о че­ловеке как об индивиде, личности, до известных пределов неприкосно­венной для публичного интереса и охраняемой государством. Отсюда - деление основных прав и свобод на группы: социально-экономические; политические; личные.

Поскольку сейчас на первом пла­не человек, его достоинство, инди­видуальная свобода, возможности свободно распоряжаться своими воз­зрениями, силами и способностями, в Конституции  РФ личные права и свободы так­же стоят на первом месте. Не исклю­чая интереса личности к публичной сфере, нельзя в то же время все сво­дить к политическому началу. Наря­ду с отношениями политического вла­ствования есть еще и отнюдь не все­гда политизированная, а нередко и далекая от политики, общественная жизнь, удовлетворяющая потребно­сти и интересы многих людей и ос­новывающаяся, в принципе, на тех же правах и свободах. Поэтому вторая группа теперь - не политичес­кие, а общественно-политические, или публично-политические права и свободы. Безусловно, следует сказать и о месте человека в системе соци­ально-экономических связей, посколь­ку каждый человек должен что-то делать и чем-то пользоваться для поддержания своего материального существования и социального поло­жения. Причем и содержание соци­ально-экономических прав, и их пос­ледовательность стали принципиаль­но иными, чем раньше. На первом плане - свободное использование своих способностей для предприни­мательской и иной экономической де­ятельности, право частной собствен­ности, свобода труда, затем уже — все остальное. Наконец, большое внимание уделяется теперь обеспе­чению и защите прав и свобод чело­века и гражданина. Помимо того, что гарантии сопровождают указанные выше права и свободы, появляется потребность в выделении спе­циальной группы основных прав, служащих для обеспечения всех иных прав и свобод личности.

В главе 3 «Федеративное устрой­ство» учтено, что Россия - федера­ция, имеющая три вида субъектов - республики (государства), нацио­нально-территориальные образова­ния (автономная область, автономные округа), территориальные (или тер­риториально-государственные) обра­зования (края, области, города фе­дерального значения).

Конституция РФ четко определяет, что субъек­ты РФ являются равноправными между собой и в отношениях с феде­ральными органами государственной власти (ч. 1 и 4 ст. 5). В соответствии с Конституцией  РФ (ч. 3 ст. 5) федеративное ус­тройство РФ основано на ее госу­дарственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государ­ственной власти РФ и органами го­сударственной власти субъектов РФ равноправии и самоопределении народов в РФ.

         В главе 4 «Президент Российской Федерации» отражены следующие важнейшие элементы правового статуса Президента:

  • он является главой государства;
  •  избирается народом путем прямых выборов;
  • является гарантом Конституции  РФ, прав и свобод человека и гражданина;
  • обеспечивает согласо­ванное функционирование и взаимо­действие органов государственной власти; в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; ру­ководит их осуществлением;
  •  назначает с согласия Государственной Думы  Председателя Правительства РФ и самостоятель­но (хотя формально по предложе­нию Председателя) - остальных чле­нов Правительства; фактически на­правляет работу Правительства, а согласно Конституции  РФ имеет право предсе­дательствовать на заседаниях Пра­вительства, может отправить Прави­тельство в отставку;
  • представляет  кандидатуры на ряд высших государственных должностей - членов Кон­ституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, Ге­нерального прокурора РФ, Предсе­дателя Центробанка РФ;
  • отвечает за обеспечение безопасности государ­ства, формирует и возглавляет Со­вет Безопасности РФ;
  • отвечает за ру­ководство обороной страны, утвер­ждает военную доктрину РФ, явля­ется Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, назначает и смещает высшее командова­ние Вооруженных Сил РФ, объяв­ляет военное или чрезвычайное по­ложение;
  • назначает выборы Государственной Думы, рас­пускает Государственную Думу в случаях и порядке, пре­дусмотренных Конституцией  РФ, вносит зако­нопроекты в Государственную Думу, подписывает и об­народует федеральные законы, об­ладает правом вето;
  • назначает рефе­рендумы РФ;
  • регулирует своими ука­зами (а порой и распоряжениями) общественные отношения, в том чис­ле по вопросам, составляющим пред­мет федеральных законов - в слу­чае их отсутствия и на период до принятия соответствующих законов;
  • обращается к Федеральному Собра­нию с посланиями о положении в стране, основных направлениях внут­ренней и внешней политики России.

В главе 5 «Федеральное Собра­ние» закреплены основы его ста­туса как парламента, представитель­ного и законодательного органа РФ.

Конституция РФ  использует принцип верхней и ниж­ней палаты. В Конституции  РФ возможности парламента как бы ограничены дву­мя функциями - представительством народа и законотворчеством. На са­мом деле Федеральное Собрание и его палаты осуществляют и другие функции - участвуют в высшем ру­ководстве делами страны, формиро­вании некоторых государственных органов и назначении определенного круга должностных лиц, в парламен­тском контроле.

Нижняя палата - Государствен­ная Дума - работает на профессиональной постоянной осно­ве, состоит из 450 депутатов, избираемых по пропорциональной избирательной системе по партийным спискам. . Верхняя палата -  Совет Фе­дерации - формируется по принци­пу вхождения в нее по два предста­вителя от каждого субъекта РФ - от представительного и исполнитель­ного органов государственной власти.

В главе 6 «Правительство Россий­ской Федерации» Конституция  РФ определяет Правительство как орган, осуществ­ляющий исполнительную власть в РФ. Если судить по основным указанным в Конституции РФ направлениям деятельности, Правительство отвечает за бюджет, проведение единой финан­совой, кредитной и денежной поли­тики, социально-культурной полити­ки; осуществление управления фе­деральной собственностью, а также мер по обеспечению обороны стра­ны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ, обеспечению законности, прав и сво­бод граждан, по охране собственно­сти и общественного порядка, борь­бе с преступностью. Более четко про­является роль Правительства как органа в осуществлении стратегии в экономической и социальной сферах.

В главе 7 «Судебная власть» оп­ределяется, что правосудие в РФ осуществляется только судом. Судеб­ная власть осуществляется посред­ством конституционного, граждан­ского, административного и уголов­ного судопроизводства. Судебная си­стема РФ устанавливается Конституцией  РФ и федеральным конституционным зако­ном. Конституция  РФ закрепляет принципы не­зависимости судей и их подчинения только Конституции  РФ и федеральному зако­ну, несменяемости судей и их непри­косновенности.

В эту же главу включена статья о прокуратуре РФ. Она составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуро­ров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Однако никаких за­дач и полномочий прокуратуры Конституция  РФ не закрепляет, а только определя­ет, что полномочия, организация и порядок деятельности прокурату­ры РФ определяются федеральным законом.

В главе 8 «Местное самоуправление» говорится, что оно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряже­ния муниципальной собственностью.

Органы местного самоуправления  самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формиру­ют, утверждают и исполняют мест­ный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охра­ну общественного порядка, а также решают иные вопросы местного зна­чения. Закон может наделять органы местного самоуправления отдельны­ми государственными полномочиями. Местное самоуправление обеспечи­вается правом на судебную защиту, запретом на ограничение прав мест­ного самоуправления и другими га­рантиями.

Глава 9 носит название «Конституци­онные поправки и пересмотр Консти­туции».

Согласно ст. 134 Конституции  РФ, предложе­ния о поправках и пересмотре поло­жений Конституции  РФ могут вносить Прези­дент РФ, Совет Федерации, Государ­ственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также груп­па численностью не менее одной пя­той членов Совета Федерации  или депутатов Государственной Думы.

В гл. 9 ее положения о порядке изменения Конституции  РФ разделены на че­тыре части.

Первая часть — это положения гл. 1 «Основы конституционного строя», гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» и самой гл. 9. Эти положения не могут быть пересмотрены Феде­ральным Собранием. Федеральное Собрание  вправе лишь дать изначальную оценку соответству­ющих предложений. Часть 2 ст. 135 Конституции  РФ гласит, что если предложе­ние о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации  и депутатов Государственной Думы (обеих палат), то в соответствии с федеральным конституционным законом созывает­ся Конституционное Собрание. Оно, согласно ч. 3 ст. 135, либо подтверж­дает неизменность Конституции РФ, либо раз­рабатывает проект новой Конституции РФ, ко­торый принимается Конституцион­ным Собранием двумя третями голо­сов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосова­ние. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается приня­той, если за нее проголосовало более половины избирателей, приняв­ших участие в голосовании, при ус­ловии, что в нем приняло участие более половины избирателей (от спи­сочного состава).

Вторая часть - это поправки к гл. 3-8 Конституции РФ (т. е. к ее остальному тексту). В соответствии со ст. 136 Конституции РФ,  они принимаются в порядке, предусмот­ренном для принятия федерального конституционного закона (согласно ст. 108 Конституции РФ, для принятия такого закона требуется не простое, а ква­лифицированное большинство голо­сов - не менее трех четвертей в Совете Федерации  и двух третей в Государственной Думе). Однако этого недостаточно: принятые поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ. В постановлении Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. по делу о толковании ст. 136 говорится, что поправки к гл. 3-8 принимаются в форме особого правового акта - закона РФ о поправ­ках к Конституции РФ. Этот акт - Федеральный закон «О порядке при­нятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федера­ции» принят в 1998 году.

Третья часть - это изменения ст. 65 Конституции РФ, касающиеся соста­ва субъектов РФ. Согласно ч. 1 ст. 137, они вносятся на основании федераль­ного конституционного закона о при­нятии в РФ и образовании в ее со­ставе нового субъекта РФ, об изме­нении конституционно-правового ста­туса субъекта РФ.

Четвертая часть - это изменения, касающиеся наименования субъекта РФ. В ч. 2 ст. 137 Конституции РФ указано, что в случае изменения наименова­ния республики, края, области, го­рода федерального значения, авто­номной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137  Конституции РФ определил, что изме­нения наименования субъекта вклю­чаются в текст ст. 65 указом Прези­дента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установ­ленном им (субъектом) порядке.

Заканчивается Конституция РФ Разделом вторым «Заключительные и переход­ные положения». В нем объявляет­ся, что Конституция РФ вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голо­сования, а этот день - 12 декабря 1993 г. - считается днем принятия Конституции РФ. Одновременно пре­кращается действие Конституции 1978 г. (с последующими изменения­ми и дополнениями).

В Разделе втором четко обозна­чен приоритет Конституции РФ перед иными актами. Если ей не соответствуют по­ложения Федеративного договора, других договоров между федеральны­ми органами государственной власти и органами государственной власти субъектов, а также договоры между органами власти субъектов РФ, дей­ствуют положения Конституции РФ.  Законы и другие правовые акты, действовав­шие на территории РФ до вступле­ния в силу Конституции РФ, применяются в части, не противоречащей ей.

© maksemka-maksemka

Бесплатный хостинг uCoz