Тема 7. Конституционный статус иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации

  1. Иностранец, лицо без гражданства: понятия.
    1. Правовое положение иностранцев, лиц без гражданства Российской Федерации.
  2. Беженец, вынужденный переселенец: понятия.
    1. Правовое положение беженцев, вынужденных переселенцев в         Российской Федерации.

 

         В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации,  правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации не отличается от правового статуса граждан. Они пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных Федеральным законом  или международным договором Российской Федерации. Такое правовое положение принято называть национальным режимом. Иностранные граждане  пользуются в полном объеме  личными и социально-экономическими правами, но их политические права  и свободы ограничены: они не обладают в полном объеме избирательными правами, не могут участвовать в референдуме, в отправлении правосудия не имеют доступа к государственной службе.

Основы правового статуса иностранных граждан содержатся в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изменениями от 30 июня, 11 ноября  2003 г., 22августа, 2 ноября 2004 г., 18 июля, 29 декабря 2006 г., 6 января, 1,4 декабря 2007 г.).  В соответствии с законом иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицом без гражданства (апатридом) признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.  Некоторые авторы объединяют иностранных граждан и лиц без гражданства общим понятием «иностранцы». Однако, несмотря на то, что в основном их правовой статус схож, не следует забывать, что имеются и определенные различия. В ч. 2 ст. 2 Закона «О правовом положении  иностранных граждан в Российской Федерации»  говорится что понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства уста­навливаются специальные правила, отличающиеся от правил, уста­новленных для иностранных граждан.

Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются: документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства; разрешение на временное проживание; вид на жительство.  Лица без гражданства пользуются такими же правами и несут такие же обязанности как иностранные граждане в Российской Федерации за исключение специально предусмотренных в федеральном законе положений.

 

Различают следующие категории иностранных граждан законно находящихся на территории Российской Федерации: иностранные граждане временно пребывающие на территории Российской Федерации, иностранные граждане временно проживающие в Российской Федерации, и  иностранные граждане постоянно проживающие в Российской Федерации. Особый статус в соответствии с международными  договорами РФ имеют дипломатические представители иностранных государств. Их права и обязанности  отличаются от прав и обязанностей других иностранцев в части иммунитета от юридической ответственности (на территории РФ они остаются в области юрисдикции своего государства) и в сфере налогообложения.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток. В случае заключения иностранным гражданином временно пребывающим на территории Российской Федерации трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), срок его пребывания продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию. Решение о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, о чем делается отметка в миграционной карте.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание  в органах исполнительной власти, ведающих вопросами внутренних дел. Разрешение на временное проживание выдается  по заявлению, поданному в указанный орган временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином в шестимесячный срок со дня подачи заявления в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации. Срок действия разрешения на временное проживание составляет 3 года.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.  В течение срока действия разрешения на временное проживание иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство,  который выдается  на срок действия документа, удостоверяющего его личность, но не более чем на 5 лет. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

    Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

     Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом. Иностранные граждане обладают правом на охрану здоровья, на отдых, на социальное обеспечение, на здоровую окружающую среду, на пользование достижениями культуры, на жилище и другие права, предоставляемые Конституцией Российской Федерации. Иностранцам предоставляется право на свободное перемещение по территории Российской Федерации, однако возможно установление ряда ограничений этого права.

Особо оговаривается отношение иностранных граждан к избирательному праву. Оно предусмотрено ст. 12 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в соответствии с которой,  иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов Российской Федерации. Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

Иностранные граждане несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации. Это положение касается всех обязанностей за исключением обязанности нести военную службу. Иностранцы не могут быть призваны на военную службу, не могут поступать на военную службу в добровольном порядке и не могут быть приняты  на работу в вооруженные Силы Российской Федерации, и другие войска, воинские формирования и органы в качестве вольнонаемного персонала. В связи с данным положением представляется не вполне понятным положение Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», предусматривающее, что граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах вправе  обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации без обязательного проживания на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно  и без предоставления вида на жительство. Кроме того, у иностранных граждан есть одна обязанность не предусмотренная для граждан Российской Федерации – это обязанность своевременно покинуть территорию Российской Федерации. В случае невыполнения данной обязанности возможна депортация либо административное выдворение иностранного гражданина за пределы Российской Федерации.

Иностранные граждане несут ответственность за совершенные правонарушения наравне с гражданами Российской Федерации, вместе с тем, существуют такие правонарушения и такие меры ответственности, которые могут применяться только к иностранным гражданам. Это, например, рассмотренные нами ранее нарушения иностранными гражданами сроков пребывания на территории Российской Федерации или несоблюдение установленного порядка регистрации или порядка выбора места жительства и иные правонарушения, предусмотренные в главе административные правонарушения в области государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации» кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с нормами национального законодательства и взятыми международными обязательствами Россия обеспечивает защиту прав человека для всех лиц, которые прибегают  к такой защите, если они подвергаются дискриминации или преследованию, несовместимому с демократическими принципами статуса личности. Возможно предоставление иностранным гражданам политического убежища.   Политическое убежище предоставляется Российской Федерацией иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии со ст. 63 Конституции Российской Федерации и положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища (утв. Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г.) с учетом государственных интересов Российской Федерации на основании общепризнанных принципов и норм международного права.

        Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.

       Ст. 14 Всеобщей декларации прав человека закрепляет, что предоставление убежища является мирным и  гуманным актом и поэтому не может рассматриваться  никаким другим государством как недружелюбный акт.

 Политическое убежище предоставляется  указом Президента Российской Федерации. Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.

Политическое убежище Российской Федерации не предоставляется, если:

  • лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;
  • лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации;
  • лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;
  • лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;
  • лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации «О беженцах»;
  • лицо представило заведомо ложные сведения;
  • лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

 

Важное значение имеет также ст.1 Декларации 1967 г., которая устанавливает, что оценка оснований для предоставления убежища лежит на предоставляющем это убежище государстве. Предоставляя политическое убежище, Российская Федерация предоставляет лицам, которым предоставлено политическое убежище, права и свободы и возлагает обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Лицу, которому предоставлено Российской Федерацией политическое убежище, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца. Этот документ и является документом удостоверяющим личность для лиц, получивших политическое убежище в Российской Федерации.

Особые категории лиц представляют беженцы и вынужденные  переселенцы, различие в статусе которых заключаются в основаниях получения  такого статуса и в принадлежности к гражданству Российской Федерации.

    Беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

В Российской Федерации действует Федеральный закон «О беженцах» от 28 июня 1997 г. В соответствии с данным законом лицо может быть признано беженцем после прохождения следующих стадий:

   1)  обращение с ходатайством о признании беженцем;

2) предварительное рассмотрение ходатайства;

3) принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу (далее - свидетельство) либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

4) выдача свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

5) рассмотрение ходатайства по существу;

6) принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;

    7) выдача удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

Документом, удостоверяющим личность лица, признанного беженцем является удостоверение лица, признанного беженцем. Сведения о членах семьи лица, признанного беженцем, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в удостоверение одного из родителей,  либо в удостоверение одного из членов семьи, достигшего возраста восемнадцати лет и добровольно взявшего на себя ответственность за поведение, воспитание и содержание членов семьи, не достигших возраста восемнадцати лет.

Лицу, признанному беженцем, не достигшему возраста восемнадцати лет и прибывшему на территорию Российской Федерации без сопровождения родителей или опекунов, также вручается удостоверение, если данному лицу не определено иное правовое положение на территории Российской Федерации.

Удостоверение действительно на всей территории Российской Федерации. Оно является основанием для регистрации в установленном порядке лица, признанного беженцем, и членов его семьи в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по внутренним делам на срок признания данного лица беженцем.

 Беженцы в Российской Федерации пользуются правами наравне с гражданами Российской Федерации  и несут все обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации для граждан Российской Федерации. Однако, принимая во внимание особое положение беженцев, которые оказались в чужой стране без жилья и средств к существованию,  законом о беженцах устанавливаются следующие дополнительные права:

-                  получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях;

-                  получение содействия в оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации в случае, если данные лица находятся вне пределов территории Российской Федерации;

-                  получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания;

-                  получение питания и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения;

-                  охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц;

-                  пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения;

-                  содействие федерального органа исполнительной власти по миграционной службе в получении сведений о родственниках лица, признанного беженцем, проживающих в государстве его гражданской принадлежности (его прежнего обычного местожительства);

-                  обращение в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе по месту пребывания лица и членов его семьи в целях оформления проездного документа для выезда за пределы территории Российской Федерации данных лиц.

-                  обращение с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации или на приобретение гражданства Российской Федерации;

-                  добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства).

 Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи наделяются следующими обязанностями:

-                  соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

-                  своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, определенное федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом;

-                  соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения;

-                  сообщить в течение семи дней в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации;

-                  сообщать о намерении переменить место пребывания на территории Российской Федерации либо выехать на место жительства за пределы территории Российской Федерации;

-                  сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе при перемене места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе.

-                  проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти по миграционной службе.

Вынужденный  переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Таким образом, в соответствии с Федеральным законом от 20 декабря 1995 г. «О вынужденных переселенцах», вынужденным переселенцем признается  гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации; гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации, а также иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории Российской Федерации по перечисленным обстоятельствам. Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации.

Являясь гражданином Российской Федерации вынужденный переселенец, конечно, пользуется всеми правами граждан Российской Федерации. При этом ему дополнительно предоставляются следующие права:

-               самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом миграционной службы. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади;

-               при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа миграционной службы или территориального органа миграционной службы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;

-               на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания. При этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до восемнадцати лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет) обеспечиваются правом на бесплатные проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания на территории Российской Федерации.

         Вынужденный переселенец обязан:

-                  соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы;

-                  соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;

-                  при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе миграционной службы и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе миграционной службы;

-                  проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом миграционной службы.

В остальном правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев одинаков.

© maksemka-maksemka

Бесплатный хостинг uCoz