Раздел III. Государственное устройство Российской Федерации

 

Тема 8. Конституционный статус  Российской Федерации

  1. Понятие конституционного статуса РФ
  2. Основные характеристики России как самостоятельного государства
  3. Россия – суверенное государство
  4. Россия – демократическое государство
  5. Федеративная природа России
  6. Правовое государство
  7. Социальное государство
  8. Светское государство
  9. Республиканская форма правления

 

   Конституционно-правовой статус  Российской Федерации  - совокупность конституционно закрепленных признаков, характеризующих Российскую Федерацию как единое суверенное государство. Конституционно-правовой статус России определен Конституцией РФ      1993 г., Декларацией о государственном суверенитете РСФСР  от 12 июня 1991 г., Федеративным Договором от 31 марта 1992 г.

Глава I Конституции РФ  закрепляет формы правления и государственного устройства, политический режим, принципы  взаимоотношений субъектов гражданского общества. Согласно Конституции РФ, Российская Федерация – государство:

  • суверенное;
  • демократическое;
  • федеративное;
  • правовое;
  • социальное;
  • светское;
  • с республиканской  формой правления.

 

           Суверенное государство.  Суверенитет – верховенство государственной власти внутри страны и независимость ее на международной арене.  Конституция РФ, определяя Российскую  Федерацию как суверенное государство (ст. 4), не раскрывает содержания понятия «суверенитет». Конституционный Суд Российской Федерации в  Постановлении от 7 июня     2000 г. № 10-П[1] определил, что суверенитет, предполагающий по смыслу ст.ст. 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции РФ верховенство,  независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус. Таким образом,  суверенитет Российской Федерации означает: 1) независимость Российской Федерации в отношении с другими государствами; 2) верховенство федеральных органов государственной власти в решении всех общефедеральных вопросов.

Носителем суверенитета выступает многонациональный народ Российской Федерации. Народный суверенитет – всевластие народа, определенное волей граждан, которая проявляется во всех сферах жизни  через  национальный суверенитет и государственный суверенитет и реализуется в создании  национально-государственного или национально-территориального  образования или в создании независимого государства.

Государственный суверенитет Российской Федерации определяется совокупностью следующих  суверенных прав:

  • учредительное и законодательное верховенство Российской Федерации;
    • свободный выбор собственного наименования;
    • учреждение собственной системы высших, центральных, иных органов государственной власти;
      • территориальное верховенство;
      • одностороннее регулирование Российской Федерацией отношений гражданства;
        • экономическое верховенство; 
        • полная международная правосубъектность;
        • обладание собственной государственной символикой[2].

Учредительное и законодательное верховенство Российской Федерации выражается в праве Российской Федерации на установление и изменение конституционно-законодательных  основ жизнедеятельности государства и общества и  реализуется в форме:

  • разработки, принятия и изменения Конституции;
  • осуществления законодательной деятельности в пределах своей компетенции.

Конституция РФ и федеральные законы, согласно п. 2 ст. 4 Конституции РФ, имеют верховенство на всей территории России, действуют прямо и непосредственно, не нуждаются в подтверждении в какой-либо форме субъектами Федерации. По общему правилу,  федеральные акты имеют более высокую юридическую силу, чем акты субъектов Российской Федерации. В случае противоречия конституций (уставов), законов, иных правовых актов субъектов Федерации Конституции РФ и федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации или по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, суды и иные правоприменители обязаны применять федеральную Конституцию и федеральные законы. В случае противоречия между федеральным законом, изданным вне пределов ведения российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

Россия обладает исключительным правом на установление, изменение  собственного наименования, его защиту, определение порядка его  использования. Наименование «Российская Федерация (Россия)»  введено Законом РСФСР от 25 декабря 1991 г.; 21 апреля 1992 г. включено в Конституцию РСФСР 1978 года. Наименования «Российская Федерация» и «Россия» - равнозначны (ст. 1 Конституции РФ) и могут использоваться для наименования государства как вместе в соответствии с формулировкой ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, так и  по отдельности. Порядок использования  наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в названиях государственных и негосударственных предприятий, учреждений, организаций и других структур (за исключением политических партий, профессиональных союзов и  религиозных объединений) определяется  нормативными актами Российской Федерации.

На территории Российской Федерации создается единая  федеральная система государственных органов – Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, министерства, государственные комитеты и ведомства РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, иные федеральные суды, Генеральный  прокурор РФ. Установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности отнесено п. «г» ст. 71 Конституции РФ к числу исключительных полномочий Российской Федерации.

Суверенитет  Российской Федерации распространяется на всю  ее территорию, которая включает территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (ч. 1 ст. 67 Конституции РФ). Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. (в редакции от 19 июля 1997 г. И от 24  декабря 2002 г.) называет следующие составляющие государственную территорию  элементы: сушу, воды, недра и воздушное пространство, очерчиваемые Государственной границей Российской Федерации – линией и проходящей по этой линии вертикальной поверхностью.

Территориальное верховенство Российской Федерации означает невозможность изменения территории российского государства без его согласия и отражается в следующих конституционных положениях:

  • территория Российской Федерации находится в исключительном ведении Российской Федерации (п «б» ст. 71 Конституции РФ);
  • государственная территория является  пространственным пределом распространения государственной власти Российской Федерации;
  • в пределах территории  Российской Федерации не допускается иной власти, которая могла бы существовать наряду  с государственной властью Российской Федерации или вне ее контроля;
  • Российская Федерация  обладает  суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной  экономической зоне в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.  

Гражданство Российской Федерации  является единым, приобретается и прекращается в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г.   № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с изменениями от 11 ноября 2003 г.). Российская Федерация,  как суверенное государство,  в одностороннем порядке определяет круг лиц, признаваемых российскими гражданами, порядок приобретения и прекращения российского гражданства, правовое положение на своей территории иностранных граждан и лиц без гражданства. На территории Российской Федерации ее граждане обладают всеми правами и свободами и несут равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ (ст. 6).

Экономическое верховенство означает, что в Российской Федерации существуют единое экономическое пространство, обеспечивается свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддерживается конкуренция и свобода экономической деятельности государственных и негосударственных организаций (ч. 1 ст. 8, ст. 74 Конституции РФ), обеспечивается плюрализм форм собственности.

Единое экономическое пространство предполагает обеспечение единого правового регулирования хозяйственных и финансовых отношений на всей территории России. Этот конституционный принцип гарантируется государством  через:

  • установление правовых основ  единого рынка: финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ);
  • установление единой денежной единицы, осуществление денежной эмиссии, запрет на введение иных денежных единиц в РФ (ст. 75 Конституции РФ);
  • закрепление системы федеральных налогов и общих принципов налогообложения в РФ (ч. 3 ст. 75 Конституции РФ);
  • установление основ ценовой политики (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ);
  • единство гражданского и гражданско-процессуального законодательства (п. «о» ст. 71 Конституции РФ);
  • установление единства стандартов, метрической системы, статистики и бухгалтерского учета (п. «р» ст. 71 Конституции РФ).

Свободное  перемещение товаров, услуг и финансовых средств предполагает снятие всех ограничений на пути  перемещения товаров и финансовых средств на территории России. Этот принцип гарантируется государством через:

  • введение запрета на установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74 Конституции РФ);
  • введение единых государственных стандартов и правового регулирования порядка создания и деятельности предприятий;
  • введение единых правил лицензирования видов предпринимательской деятельности;
    • введение единых стандартов сертификации товаров и услуг. 

Российская Федерация как суверенное государство обладает полной международной правосубъектностью.  В исключительном ведении Российской Федерации находится внешняя политика и международные отношения; международные договоры РФ; вопросы войны и мира. Российская Федерация вправе состоять в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

Конституция РФ устанавливает российскую государственную символику: Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн, описание и порядок использования которых, согласно ч. 1 ст. 70 Конституции РФ, устанавливается федеральным конституционным законом.

Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Столица государства – город Москва. Статус столицы установлен Законом РФ от 15 апреля 1993 г.

Демократическое государство – это государство, в котором  единственным источником власти выступает народ, а отдельная личность, ее права и свободы являются высшей ценностью. Органы  государственной власти получают свою власть от народа, действуют от его имени и в его интересах.   Составной частью принципа демократии  выступает народный суверенитет, в понятие которого входит формирование органов государственной власти в соответствии с установленной процедурой  учитывая мнение   каждого гражданина при голосовании на основе принципа формального равенства. Признаками демократического государства выступают:

  • верховенство (господство) права во всех областях жизни общества;
  • приоритет прав и свобод личности;
  • политическое многообразие (многопартийность);
  • разделение власти.

 

По форме государственного устройства Россия является федеративным государством, состоящим из равноправных субъектов (ст. 65 Конституции РФ).

Федерацияформа государственного устройства, объединение государственно-территориальных образований, обладающих собственной правосубъектностью (субъектов федерации), в единое союзное государство.

Федеративное устройство призвано обеспечить хозяйственное и политическое единство страны с большой территорией и разобщенными районами. Оно успешно сочетает в себе преимущества   государственного единства и централизованной власти со сбалансированной самостоятельностью членов, служащей в качестве некоей невидимой оси государства, вырабатывается как бы из двойного источника - волеизъявления всех ее граждан  с одной стороны, и государств членов – с другой[3].

Особенность федеративных, в отличие от унитарных государств состоит в том, что кроме горизонтального разделения властей на законодательную исполнительную и судебную, существует и вертикальное деление между федеральным уровнем государственной власти и  уровнем власти субъектов Российской Федерации.

В науке конституционного права все федерации классифицируются по различным ос­нованиям. Одной из основных классификаций является деление федераций на симметрич­ные и асимметричные.

Симметричная федерация предполагает равный (универсальный) статус для всех субъектов федерации и их равенство во взаимоотноше­ниях с федеральным центром. Симметричная федерация в идеале состоит из однопорядковых составных частей. В свою очередь асимметричная модель предполагает существование двух или не­скольких видов субъектов федерации с конституционно закрепленным различным экономико-правовым статусом и особым характером их взаимоотношений с федеральным центром[4].

Федерации классифицируют и по способу их создания  на федерации построенные по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание и структуру государственного устройства.

Территориальная федерация характеризуется следующими признаками:

  • Юридическое и фактическое разграничение компетенций между союзом и его субъектами определяется конституционными нормами;
  • в территориальных федерациях конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает односторонний выход из состава федерации;

Национальные федерации  характеризуются более сложным государственным устройством. Наряду с общими признаками, которые присущи любому союзному государству, они имеют ряд существенных особенностей. Эти особенности обусловлены многонациональным составом населения, которое более или менее компактно проживает на территории отдельных государств, образующих федерацию. Национальная федерация независимо от ее разновидностей характеризуется следующими основными признаками:

  • субъектами такой федерации являются национально-государственные образования, которые отличаются друг от друга национальным составом населения, его особой культурой, традициями, обычаями и религией;
  • национальная федерация строится на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов. Она служит одним из важнейших факторов осуществления нациями права на самоопределение;
  • национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет  больших  и  малых  наций.   Современные  национальные федерации   становятся   по  своей  сути   такими  государственными объединениями,   в  которых  все их  субъекты обладают  признаками государственного суверенитета;
  • высшие государственные органы национальной федерации формируются из представителей субъектов федерации. Депутаты, работающие в парламентах национальных федераций, представляют все нации и народности страны. На таких же принципах формируются и функционируют общефедеральные исполнительные и судебные органы. Это позволяет учитывать особенности развития каждого национального государства, обеспечивать их экономическую самостоятельность, независимость в межгосударственных отношениях. Центральная власть, таким образом, призвана обслуживать общенациональные интересы и в необходимых случаях - координировать их;
  • каждый субъект национальной федерации имеет право отделиться от союза и образовать свое самостоятельное государство, если он не желает вступать с другими нациями в федеральные государственные отношения или намерен перейти из состава одного многонационального государства в другое, сохраняя свой суверенитет.

         Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Общенациональная государственная власть осуществляет лишь координацию интересов субъектов федерации, обеспечивая им наиболее оптимальную внутреннюю и внешнюю деятельность. Субъекты национальной федерации в сфере международных отношений могут устанавливать дипломатические отношения с любым государством мирового сообщества, заключать политические, экономические и другие договоры.

         Федеративная природа России  -  государство составляют территориальные образования, имеющие самостоятельно формируемые органы власти, собственную территорию и население.

 

         Особенности  федеративного устройства России:

n   национально-территориальный характер

n  асимметричность (неравенство прав субъектов)

n  наличие различных видов субъектов

 

         Россия обладает чертами и территориальной и национальной федерации, так как в рамках Российской Федерации существует шесть видов субъектов, сформированных по двум основным кри­териям: территориально-демографическому и национальному. Субъекты имеют различные наименования: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

 Каждый субъект Российской Федерации индивидуален, имеет экономиче­ские, национальные, религиозные, демографические, климатические и другие особенности, которые необходимо принимать во внимание при организации взаимодействия с федеральным центром и другими субъ­ектами. Вместе с тем, ч. 1 ст. 5 Конституции Российской Федерации устанавливает равноправие субъектов Российской Федерации. Это означает, что в Российской Федерации не может быть каких-либо привилегированных субъектов.

Характер взаимоотношений между федеральным центром и субъектами Федерации определяют следующие конституционные принципы:

  • государственная целостность;
  • единство системы государственной власти;
  • разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов;
    • принцип равноправия и самоопределения народов;
    • равноправие субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Принцип государственной целостности Российской Федерации, закрепленный в  ч. 3 ст. 5 Конституции РФ,  означает:

  • территория Российской Федерации едина и неделима;
  • власть органов Российской Федерации распространяется на всю территорию страны в рамках тех полномочий, которые отнесены к ведению Федерации;
  • субъекты Российской Федерации не обладают государственным суверенитетом и не имеют права выхода из состава Российской Федерации;
  • Российская Федерация не вправе в одностороннем порядке  изменить субъектный состав, определенный Конституцией, в частности исключить субъект из своего состава.

 

Конституция РФ закрепляет определенную структуру органов государственной власти на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации. Так, п. «н» ст. 72 Конституции РФ  относит к совместному ведению РФ и ее субъектов установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Система органов государственной власти субъектов устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ч. 1 ст. 77 Конституции РФ).

Единство системы государственной власти,  обеспечивается следующим образом:

  • единство природы органов государственной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ: построение системы органов государственной власти в субъектах РФ осуществляется субъектами самостоятельно, но  должно основываться на принципе разделения властей, закрепленном в ст. 10 Конституции РФ;
  • соответствие видов органов государственной власти РФ и субъектов РФ обозначенным в Конституции РФ: для осуществления законодательной деятельности создается представительный орган государственной власти; исполнительную власть осуществляет соответствующий орган этой ветви власти; судебная система  устанавливается  федеральным конституционным законом;
  • единообразный порядок образования органов государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливаемый федеральным законом;
  • наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации  едиными основными полномочиями.

Закон предусматривает меры по обеспечению со­ответствия Конституции Российской Федерации и феде­ральным законам конституций (уставов), законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации, и предусматривает ответственность органов государ­ственной власти субъектов Российской Федерации.

Как отмечает В.Е. Чиркин, единство системы государственной власти в условиях Федерации, где  существует государственная власть Федерации и государственная власть ее субъектов, предполагает иерархию властей. Государственная власть Федерации представляет народ всего сообщества, государственная власть субъекта – это  власть части  народа на ее территории. Первая суверенна, вторая – нет. Федеральная государственная власть  ограничена только теми полномочиями, которые федеральная конституция закрепляет за субъектами, государственная власть субъектов ограниченная и подчинена  государственной власти. Отсюда проистекает принцип верховенства федерального права и возможность федерального принуждения в отношении субъектов[5].

Важное значение имеет ч. 2 ст. 77 Конституции Российской Федерации, которая содержит положение о том, что в пределах ведения  Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов  Российской Федерации образуют единую  систему исполнительной власти  в Российской Федерации.

Таким образом, принцип единства государственной власти требует, чтобы система органов государственной власти в субъектах Российской Федерации устанавливалась в соответствии с положениями, принятыми Федерацией. Такая позиция была подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 18 января 1996 г[6].

         Федеративное устройство Российской Федерации основано на разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти  субъектов Российской Федерации. Конституция РФ определяет предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ)  и предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ), а также содержит положение, согласно которому вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ). Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов, помимо Конституции РФ,  осуществляется  Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между соответствующими органами государственной власти по вопросам разграничения полномочий по предметам совместного ведения (ч. 3 ст. 11 Конституции РФ).

Разделение компетенции между Российской Федерации и ее субъектами  - один из важнейших принципов российского федерализма.            Ст. ст. 71, 72, 73, 76 Основного Закона содержат основы разделения законодательной компетенции  Федерации и ее субъектов. Важнейшие вопросы отнесены к сфере исключительного ведения Федерации. Отнесение этих вопросов к ведению Федерации означает, что только органы государственной власти Федерации могут осуществлять по этим вопросам детальное правое регулирование, принимая федеральные конституционные и федеральные законы. Субъекты Федерации действуют в рамках четко предписанных им  федеральными органами полномочий и могут принимать лишь детализирующие законы. Предметы ведения Российской Федерации закреплены в ст. 71 Конституции Российской Федерации, включающей в себя 18 пунктов. Эти положения можно классифицировать на семь групп: вопросы государственного строительства, ре­гулирования экономики и социальных отношений, внешних сноше­ний, обороны и охраны границы, создания правоохранительных ор­ганов и правовой системы, метеорологии и статистической отчетнос­ти, государственных наград и почетных званий Российской Федерации, Существуют и другие классификации[7].

Сфера совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов предполагает решение вопросов отнесенных к данной сфере совместно Федерацией и субъектами. По данным вопросам принимаются федеральные законы, а также в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Конституционный механизм реализации совместного ведения не предполагает разделение предмета, совместного ведения,  а устанавливает разделение  полномочий между Федерацией и ее субъектами при реализации того или иного предмета совместного ведения. Совместное ведение выступает так же, как и совместная деятельность в сфере реализации полномочий и взаимная ответственность за их надлежащую реализацию. Таким образом, при решении вопросов, относящихся к совместному ведению и Федерация и ее субъекты обладают определенными полномочиями[8].

Вне пределов федерального и совместного ведения, субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование посредством принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Сфера ведения субъекта Российской Федерации является исключительной.

Существуют различные формы влияния  Федерации на осуществление компетенции субъектов: Федерация вправе осуществлять прямое регулирование части общественных отношений в сфере предметов  совместного ведения; вправе принимать в этих сферах рамочные законы (в совокупности обе группы актов предопределяют главные линии последующего нормативного регулирования в субъектах РФ по предметам совместного ведения); оказывать помощь субъектам, в том числе в осуществлении полномочий, которые по принципу разграничения отнесены к их  ведению; Федерация призвана координировать  усилия субъектов, обеспечивать согласованные свои и их действия[9].

     Принцип равноправия народов реализуется в следующих конституционных положениях:

  • Конституция РФ  всем гражданам, независимо от национальной принадлежности, гарантирует равные личные, политические, социально-экономические права и свободы;
  • гарантируются права  различных национальных меньшинств, этнических групп, коренных малочисленных народов;
  • закрепляется право  свободно определять свою национальную принадлежность, пользоваться родным языком.

Право народов  на самоопределение традиционно понимается как право на отделение и образование  самостоятельного государства. Это право каждой нации свободным волеизъявлением ее большинства, без вмешательства извне определять характер и форму  своего государства, его конституцию, свои отношения с другими государствами[10]. Конституция Российской Федерации предусматривает право народов на самоопределение  в рамках Российской Федерации. Это положение запрещает односторонний выход субъектов из состава  Федерации. Все народы сохраняют за собой право изменить форму своей политической организации, его законодательство, но только в рамках Российской Федерации и в рамках, предусмотренных  федеральной Конституцией и законами Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации могут избрать любую территориально-государственную форму своего существования в составе Российской Федерации. Но они не могут изменить положения, предусмотренные  Конституцией Российской Федерации.

Все народы Российской Федерации имеют право на самоопределение, при этом реализация этого права возможна лишь в рамках Российской Федерации либо в иной форме, но с согласия Российской Федерации.

Равноправие субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях  с федеральными органами государственной власти  означает, что все субъекты Российской Федерации, независимо от вида (республика, автономная область, автономный округ, край, область, город федерального значения) обладают равными правами в своих взаимоотношениях с федеральными  органами государственной власти. Равноправие субъектов  проявляется в следующем:

  • равенство субъектов РФ между собой (п. 1 ст. 5). Каждый субъект обладает  конституционно-правовым статусом, включающим одинаковые элементы; 
  • равенство субъектов во взаимоотношениях  с федеративными органами государственной власти (п. 4 ст. 5). Все субъекты Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти обладают одинаковыми правами, ни один субъект  не может иметь  преимуществ по сравнению с другими субъектами;
  • равенство полномочий субъектов в плане предметов совместного ведения с федеративными органами (п. 2 ст. 72). Конституция РФ закрепляет  одинаковые для всех субъектов  принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации  и органами государственной власти субъектов Федерации.

Все субъекты Федерации в равной мере пользуются гарантиями, предоставляемыми им со стороны федерального центра в  соответствии с Конституцией РФ. В юридической литературе к числу таких гарантий относят:  обеспечение  обороны, безопасности, защиты внешних границ субъектов; невозможность изменения их территории без их согласия; закрепление за субъектами таких прав,  как право утверждать поправки в федеральную конституции., право законодательной инициативы в федеральном парламенте, право обращения в Конституционный Суд РФ[11].

 

Правовое государство – это форма организации  и деятельности публично-политической власти, обеспечивающей свободы гражданского общества и автономию граждан.

Содержание принципа и характеристики Российского государства как правового означает ограничение деятельности государства правовыми  нормами и предполагает: а) нормативное закрепление компетенции органов государственной власти, (б) преобладание права над произволом, (в) равенство в правах – формальное равенство, (г) судебный (независимый) механизм применения правовых норм, (д) ограничение власти правами отдельной личности. Свобода усмотрения у государственных органов остается, хотя и она должна регулироваться правом в виде установления целей и принципов деятельности. В «формальном» смысле принцип правового государства предполагает такж

© maksemka-maksemka

Бесплатный хостинг uCoz